КАЛЯДИН Д. А.
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный
университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и
права и международного права юридического института.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Аннотация.
В статье рассматриваются проблемы, существующих в сфере взаимодействия органов
государственной власти и местного самоуправления и путем их устранения,
определение перспектив их дальнейшего сотрудничества.
Ключевые слова:
органы государственной власти, местное самоуправление, муниципальные
образования, взаимоотношения, взаимодействие, законодательная база.
INTERACTION OF LOCAL
SELF-GOVERNMENT BODIES WITH STATE BODIES
Abstract. The article examines the problems existing in
the sphere of interaction between public authorities and local self-government
and, by eliminating them, determining the prospects for their further
cooperation.
Keywords: public authorities, local self-government,
municipalities, relationships, interaction, legislative framework.
Вопросы
взаимоотношений и взаимодействия органов местного самоуправления с органами
государственной власти – один из наиболее сложных и важных в муниципальном
праве, от правильного решения которых во многом зависит не только судьба
местного самоуправления в России, но и эффективность самого российской
конституционного строя. Пока в науке муниципального права нет четкой выверенной
теории по данному вопросу, а соответственно, в отрасли муниципального права нет
сформированного правового института, который наиболее полно регулировал бы
общественные отношения в этой важной сфере адекватно современным требованиям.
Местное
самоуправление как самостоятельная и под свою ответственность деятельность
населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения Конституцией Российской Федерации выделено в
отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности. Конституцией
установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему
государственной власти, а действуют самостоятельно и несут ответственность перед
своим населением.
Из этих
основополагающих конституционных установлений вытекают важные вопросы о роли и
месте местного самоуправления в системе власти и управления Российской
Федерации, об их взаимоотношениях и взаимосвязи, о механизме управления органами
местного самоуправления со стороны государства. Местная власть и государственная
– это партнеры, конкуренты или оппоненты? Как при их соподчиненность обеспечить
управляемость местным самоуправлением, не допустив проявлений сепаратизма,
местничества?
В настоящее
время на всех уровнях много и правильно говорится о самостоятельности местного
самоуправления. Однако этот его важнейший принцип нередко безудержно возводится
в сверх идею и панацею реформ. При этом подчас забывается, что местное
самоуправление – это один из трех уровней власти (федеральная государственная
власть, государственная власть субъектов Российской Федерации, власть местного
самоуправления) одного народа. И оно может быть эффективным только в том случае,
если будет гармонично функционировать в тесном взаимодействии со всеми другими
уровнями власти.
Местное
самоуправление – это не только сфера самоорганизации жителей для решения местных
вопросов, но и форма осуществления публичной власти. Власть местного
самоуправления, как и государственная власть, – это формы публичной власти,
власти народа. Публичный характер обеих этих властей, у которых единый источник
– власть народа и во многом единые предметы ведения, - это то общее и главное,
что их объединяет и составляет суть каждого, что обеспечивает их тесную
взаимосвязь и взаимодействие.
Что же
необходимо для укрепления и развития плодотворного взаимодействия
государственных и муниципальных органов власти и управления? Наряду с таки
основополагающим принципом местного самоуправления, как самостоятельность,
которая, безусловно, хотя и может осуществляться только в рамках действующего
законодательства Российской Федерации и ее субъектов, очень важно законодательно
установить, что органы местного самоуправления решают все вопросы местного
значения не только исходя из интересов населения, но и руководствуясь
общегосударственными интересами и общегосударственной политикой. Эта
норма-принцип должна пронизывать всю систему законодательства о местном
самоуправлении. Нельзя допускать не только какого-либо противопоставления
интересов населения и государственных интересов, но даже невольного забвения
этого основополагающего принципа. Все, сто выгодно для каждого местного
сообщества, должно быть выгодно для правового социального государства. И
наоборот, все, что выгодно для государства, должно быть выгодно для населения.
Только при этом условии несоподчиненности можно рассчитывать на эффективное
взаимодействие государственных и муниципальных органов. Это должно и может стать
главным наиболее продуктивным регулятором такого сотрудничества, так как будет
базироваться во взаимной заинтересованности.
Как справедливо
отмечал О. Оффердал, с одной стороны, в существующих теориях местного
самоуправления, как правило, подчеркивается автономность муниципальных единиц. С
другой – и эта тенденция становится все более явной по мере развития
«государства благосостояния» - местные правительства безусловно являются
инструментами воплощения в жизнь политического курса центрального правительства
[1, с. 156].
Многолетняя
практика местного самоуправления, как отечественная, так и зарубежная,
убедительно доказала, что местное самоуправление не может рассматриваться иначе,
как в совокупности с общим организмом всего государственного управления, в
состав которого оно фактически входит как часть единого целого. Это
подтверждается многими обстоятельствами. В частности, все полномочия в области
местного самоуправления даны государством, имеют источником государственную
власть. Органы местного самоуправления осуществляют функции, носящие не только
частно-правовой, но и публично-правовой характер, свойственный органам публичной
власти (принятие общеобязательных решений, установление и сбор местных налогов и
т.п.). К тому же невозможно дать точного разграничения местных дел и дел
государственных, решаемых в интересах населения. Те вопросы, решение которых
осуществляется органами местного самоуправления, не могут считаться чисто
вопросами местного значения и противопоставляться государственным вопросам, так
как они по своему содержанию (здравоохранение, образование, культура, социальная
защита населения, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство и другие) не
отличаются от государственных вопросов. Более того, данные вопросы являются
заботой не только местного населения, но и государства.
Все
вышесказанное и особенно то обстоятельство, что вопросы местного значения в
основном имеют ту же природу, что и государственные вопросы, а главное, что
смысл и содержание всей деятельности как органов государственной власти, так и
местного самоуправления определяет единый предмет – права и свободы человека и
гражданина, является объективной основой, побуждающей органы местного
самоуправления без административного принуждения
к всестороннему сотрудничеству и взаимодействию с государственными
органами. Все это обуславливает участие органов местного самоуправления в
осуществлении решений государственных органов, оказание им содействия в
выполнении их задач и функций на местном уровне. По этим же мотивам
государственные органы оказывают всестороннюю поддержку местному самоуправлению,
создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия
для его функционирования и развития.
В настоящее
время, когда уходит в прошлое вертикаль соподчиненности государственных и
местных органов власти и управления, особую актуальность приобретают вопросы
управляемости, которые исключили бы опасное местничество, самоуправство,
сепаратизм и противостояние.
Неумение
наладить работу в системе демократических институтов, а часто и нежелание делить
власть и действовать в обременительных условиях, необходимости отвечать перед
гражданами и их представительными органами вновь и вновь порождают хотя и
бесперспективные, но довольно опасные заявления о якобы преждевременности и
иллюзорности местного самоуправления, о неготовности к нему России. Под этот
аккомпанемент кое-где переходят от слов к делу, постепенно завуалировано
свертывают демократические институты и усиливают авторитарные тенденции. Так
вновь легко можно оказаться на обочине прогресса.
Былую
соподчиненность должно заменить также господство права. Именно закон должен
стать не только универсальным социально-нормативным регулятором общественных
отношений, но и установить реальные механизмы контроля за исполнением самих
законов и неотвратимости адекватной ответственности за их ненадлежащее
выполнение. Власть закона должна быть непререкаема и выше власти личностей и
аппарата, чтобы нигде руководящая элита не могла стать властью над обществом.
Политический плюрализм, верховенство права и закона призваны на деле оградить
местные сообщества от политико-идеологического диктата, от кого бы он не
исходил.
При этом
взаимодействие экономических законов составляет первичную основу системы
саморегулирования развития муниципальных образований, а юридические – вторичную.
Юридические законы должны соответствовать требованиям экономических законов,
формировать реально действующий механизм управления местной экономикой,
обеспечивать ей саморегуляционную способность в сочетании с регулированием со
стороны органов местного самоуправления. В этом состоит одна из главных функций
государственного регулирования.
Действенности
сотрудничества и взаимодействия государственных органов с органами местного
самоуправления должна способствовать практика, когда в законах, указах
Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской
Федерации устанавливаются прямые предписания в адрес государственных органов,
требующие решать многие конкретные вопросы в тесном взаимодействии или при
непосредственном участии органов местного самоуправления.
Так, в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды»
соответствующие государственные органы во взаимодействии с органами местного
самоуправления обязаны обеспечивать учет и оценку состояния окружающей природной
среды и природных ресурсов в границах муниципального образования [2].
Особую сферу
взаимодействия органов самоуправления с государственными органами представляют
отдельные государственные полномочия, которыми наделяются муниципальные органы
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом закон
предусматривает обязательность одновременной передачи необходимых материальных и
финансовых средств для выполнения указанных полномочий.
В случае
нарушения баланса заинтересованности в каких-либо сферах взаимодействия в
арсенале как государственных органов, так и органов местного самоуправления
имеется немало механизмов взаимного влияния друг на друга.
Так, местные
сообщества и их органы местного самоуправления имеют возможность оказывать свое
влияние на органы государственной власти через референдум и выборы, посредством
своих депутатов в представительных органах государственной власти и права на
законодательную инициативу своих представительных органов местного
самоуправления, через различные формы общественного контроля, механизм отзыва
депутатов и должностных лиц, обжалование решений и действий (или бездействия)
государственных органов и их должностных лиц в суд и через другие формы.
Органы
государственной власти также располагают действенными механизмами влияния на
органы местного самоуправления. К их числу относятся принятие законов и
государственных нормативных правовых актов, различные формы государственного
контроля, прекращение полномочий органа выборного должностного лица местного
самоуправления в случае установленных судом нарушений ими действующего
законодательства, обжалование решений органов и должностных лиц местного
самоуправления в суде и другие.
Вопросы,
связанные с обеспечением наибольшей эффективности взаимоотношений и
сотрудничества органов местного самоуправления и органов государственной власти,
- это вопросы определения и установления оптимального баланса полномочий между
ними в интересах гражданского общества.
Децентрализация
власти сама по себе еще не панацея от всех издержек государственного и
общественного устройства и управления. Ее не следует абсолютизировать в качестве
средства решение проблем путем развития местного самоуправления. Так же как не
следует преуменьшать значение и эффективность фактора централизации власти,
преимущества единого управления.
Излишняя
децентрализация и абсолютная самостоятельность местного самоуправления не
являются благом. Они препятствуют согласованности общенациональных и
общерегиональных усилий, создают возможность для всякого рода злоупотреблений,
ведут к дроблению администрации, к снижению ее эффективности [3, с. 129].
Главная проблема
при осуществлении реформ местного самоуправления состоит не в том, чтобы сделать
выбор между централизацией и децентрализацией, а в том, чтобы найти надлежащий
баланс между ними, адекватный реальным условиям, а также тем задачам, которые
ставятся перед государственным управлением и местным самоуправлением.
Вопросы
взаимоотношений и взаимодействия органов местного самоуправления с органами
государственной власти – один из наиболее сложных и важных в муниципальном
праве, от правильного решения которых во многом зависит не только судьба
местного самоуправления в России, но и эффективность самого российского
конституционного строя. Пока в науке муниципального права нет четкой выверенной
теории по данному вопросу, а соответственно в отрасли муниципального права нет
сформированного правового института, который наиболее полно регулировал бы
общественные отношения в этой важной сфере адекватно современным требованиям.
Важно
законодательно установить, что органы местного самоуправления решают все вопросы
местного значения не только исходя из интересов населения, но и руководствуясь
общегосударственными интересами и общегосударственной политикой. Все, что
выгодно для каждого местного сообщества, должно быть выгодно для правового
социального государства. И наоборот. Все, что выгодно для государства, должно
быть выгодно для населения. Только при этом в условиях несоподчиненности можно
рассчитывать на эффективное взаимодействие государственных и муниципальных
органов. Это должно и может стать главным наиболее продуктивным регулятором
такого сотрудничества, так как будет базироваться на взаимной
заинтересованности.
В настоящее
время, когда уходит в прошлое вертикаль соподчиненности государственных и
местных органов власти и управления, особую актуальность приобретают вопросы
управляемости, которые исключили бы опасное местничество, самоуправство,
сепаратизм и противостояние. Вопросы, связанные с обеспечением наибольшей
эффективности взаимоотношений и сотрудничества органов местного самоуправления и
органов государственной власти – это вопросы определения и установления
оптимального баланса полномочий между ними в интересах гражданского общества.
Децентрализация власти сама по себе не панацея от всех издержек государственного
и общественного устройства и управления. Ее не следует абсолютизировать в
качестве средств решения проблем путем развития местного самоуправления. Так же
не следует преуменьшать значение и эффективность фактора централизации власти,
преимущества единого управления. Излишняя децентрализация и абсолютная
самостоятельность местного самоуправления не являются благом. Они препятствуют
согласованности общенациональных и общерегиональных усилий, создают возможность
для всякого рода злоупотреблений, ведут к дроблению администрации, к снижению ее
эффективности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Оффердал О. Местное самоуправление в Скандинавии: достижения и перспективы / О.
Оффердал // Полис. Политические исследования. – 1999. – № 2. – С. 155-167. –
Текст: непосредственный.
2.
Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: Федеральный закон №
7-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 25 декабря 2023 года: [принят
Государственной Думой 20 декабря 2001 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря
2001 года]. – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. –
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/. – Режим доступа:
сеть Интернет.
3.
Бутитова Д.Ц. Местное самоуправление в системе взаимодействия власти и общества
современной России: региональный опыт: диссертация на соискание ученой степени
кандидата политических наук: специальность 23.00.02 / Бутитова Д.Ц.; Федеральное
агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Государственный университет управления». –
Москва, 2009. – 164 с. – Текст: непосредственный.