КАЛЯДИН Д. А.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, существующих в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления и путем их устранения, определение перспектив их дальнейшего сотрудничества.

Ключевые слова: органы государственной власти, местное самоуправление, муниципальные образования, взаимоотношения, взаимодействие, законодательная база.

 

INTERACTION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES WITH STATE BODIES

 

Abstract. The article examines the problems existing in the sphere of interaction between public authorities and local self-government and, by eliminating them, determining the prospects for their further cooperation.

Keywords: public authorities, local self-government, municipalities, relationships, interaction, legislative framework.

 

Вопросы взаимоотношений и взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти – один из наиболее сложных и важных в муниципальном праве, от правильного решения которых во многом зависит не только судьба местного самоуправления в России, но и эффективность самого российской конституционного строя. Пока в науке муниципального права нет четкой выверенной теории по данному вопросу, а соответственно, в отрасли муниципального права нет сформированного правового института, который наиболее полно регулировал бы общественные отношения в этой важной сфере адекватно современным требованиям.

Местное самоуправление как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения Конституцией Российской Федерации выделено в отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности. Конституцией установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и несут ответственность перед своим населением.

Из этих основополагающих конституционных установлений вытекают важные вопросы о роли и месте местного самоуправления в системе власти и управления Российской Федерации, об их взаимоотношениях и взаимосвязи, о механизме управления органами местного самоуправления со стороны государства. Местная власть и государственная – это партнеры, конкуренты или оппоненты? Как при их соподчиненность обеспечить управляемость местным самоуправлением, не допустив проявлений сепаратизма, местничества?

В настоящее время на всех уровнях много и правильно говорится о самостоятельности местного самоуправления. Однако этот его важнейший принцип нередко безудержно возводится в сверх идею и панацею реформ. При этом подчас забывается, что местное самоуправление – это один из трех уровней власти (федеральная государственная власть, государственная власть субъектов Российской Федерации, власть местного самоуправления) одного народа. И оно может быть эффективным только в том случае, если будет гармонично функционировать в тесном взаимодействии со всеми другими уровнями власти.

Местное самоуправление – это не только сфера самоорганизации жителей для решения местных вопросов, но и форма осуществления публичной власти. Власть местного самоуправления, как и государственная власть, – это формы публичной власти, власти народа. Публичный характер обеих этих властей, у которых единый источник – власть народа и во многом единые предметы ведения, - это то общее и главное, что их объединяет и составляет суть каждого, что обеспечивает их тесную взаимосвязь и взаимодействие.

Что же необходимо для укрепления и развития плодотворного взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и управления? Наряду с таки основополагающим принципом местного самоуправления, как самостоятельность, которая, безусловно, хотя и может осуществляться только в рамках действующего законодательства Российской Федерации и ее субъектов, очень важно законодательно установить, что органы местного самоуправления решают все вопросы местного значения не только исходя из интересов населения, но и руководствуясь общегосударственными интересами и общегосударственной политикой. Эта норма-принцип должна пронизывать всю систему законодательства о местном самоуправлении. Нельзя допускать не только какого-либо противопоставления интересов населения и государственных интересов, но даже невольного забвения этого основополагающего принципа. Все, сто выгодно для каждого местного сообщества, должно быть выгодно для правового социального государства. И наоборот, все, что выгодно для государства, должно быть выгодно для населения. Только при этом условии несоподчиненности можно рассчитывать на эффективное взаимодействие государственных и муниципальных органов. Это должно и может стать главным наиболее продуктивным регулятором такого сотрудничества, так как будет базироваться во взаимной заинтересованности.

Как справедливо отмечал О. Оффердал, с одной стороны, в существующих теориях местного самоуправления, как правило, подчеркивается автономность муниципальных единиц. С другой – и эта тенденция становится все более явной по мере развития «государства благосостояния» - местные правительства безусловно являются инструментами воплощения в жизнь политического курса центрального правительства [1, с. 156].

Многолетняя практика местного самоуправления, как отечественная, так и зарубежная, убедительно доказала, что местное самоуправление не может рассматриваться иначе, как в совокупности с общим организмом всего государственного управления, в состав которого оно фактически входит как часть единого целого. Это подтверждается многими обстоятельствами. В частности, все полномочия в области местного самоуправления даны государством, имеют источником государственную власть. Органы местного самоуправления осуществляют функции, носящие не только частно-правовой, но и публично-правовой характер, свойственный органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, установление и сбор местных налогов и т.п.). К тому же невозможно дать точного разграничения местных дел и дел государственных, решаемых в интересах населения. Те вопросы, решение которых осуществляется органами местного самоуправления, не могут считаться чисто вопросами местного значения и противопоставляться государственным вопросам, так как они по своему содержанию (здравоохранение, образование, культура, социальная защита населения, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство и другие) не отличаются от государственных вопросов. Более того, данные вопросы являются заботой не только местного населения, но и государства.

Все вышесказанное и особенно то обстоятельство, что вопросы местного значения в основном имеют ту же природу, что и государственные вопросы, а главное, что смысл и содержание всей деятельности как органов государственной власти, так и местного самоуправления определяет единый предмет – права и свободы человека и гражданина, является объективной основой, побуждающей органы местного самоуправления без административного принуждения  к всестороннему сотрудничеству и взаимодействию с государственными органами. Все это обуславливает участие органов местного самоуправления в осуществлении решений государственных органов, оказание им содействия в выполнении их задач и функций на местном уровне. По этим же мотивам государственные органы оказывают всестороннюю поддержку местному самоуправлению, создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для его функционирования и развития.

В настоящее время, когда уходит в прошлое вертикаль соподчиненности государственных и местных органов власти и управления, особую актуальность приобретают вопросы управляемости, которые исключили бы опасное местничество, самоуправство, сепаратизм и противостояние.

Неумение наладить работу в системе демократических институтов, а часто и нежелание делить власть и действовать в обременительных условиях, необходимости отвечать перед гражданами и их представительными органами вновь и вновь порождают хотя и бесперспективные, но довольно опасные заявления о якобы преждевременности и иллюзорности местного самоуправления, о неготовности к нему России. Под этот аккомпанемент кое-где переходят от слов к делу, постепенно завуалировано свертывают демократические институты и усиливают авторитарные тенденции. Так вновь легко можно оказаться на обочине прогресса.

Былую соподчиненность должно заменить также господство права. Именно закон должен стать не только универсальным социально-нормативным регулятором общественных отношений, но и установить реальные механизмы контроля за исполнением самих законов и неотвратимости адекватной ответственности за их ненадлежащее выполнение. Власть закона должна быть непререкаема и выше власти личностей и аппарата, чтобы нигде руководящая элита не могла стать властью над обществом. Политический плюрализм, верховенство права и закона призваны на деле оградить местные сообщества от политико-идеологического диктата, от кого бы он не исходил.

При этом взаимодействие экономических законов составляет первичную основу системы саморегулирования развития муниципальных образований, а юридические – вторичную. Юридические законы должны соответствовать требованиям экономических законов, формировать реально действующий механизм управления местной экономикой, обеспечивать ей саморегуляционную способность в сочетании с регулированием со стороны органов местного самоуправления. В этом состоит одна из главных функций государственного регулирования.

Действенности сотрудничества и взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления должна способствовать практика, когда в законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации устанавливаются прямые предписания в адрес государственных органов, требующие решать многие конкретные вопросы в тесном взаимодействии или при непосредственном участии органов местного самоуправления.

Так, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» соответствующие государственные органы во взаимодействии с органами местного самоуправления обязаны обеспечивать учет и оценку состояния окружающей природной среды и природных ресурсов в границах муниципального образования [2].

Особую сферу взаимодействия органов самоуправления с государственными органами представляют отдельные государственные полномочия, которыми наделяются муниципальные органы федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом закон предусматривает обязательность одновременной передачи необходимых материальных и финансовых средств для выполнения указанных полномочий.

В случае нарушения баланса заинтересованности в каких-либо сферах взаимодействия в арсенале как государственных органов, так и органов местного самоуправления имеется немало механизмов взаимного влияния друг на друга.

Так, местные сообщества и их органы местного самоуправления имеют возможность оказывать свое влияние на органы государственной власти через референдум и выборы, посредством своих депутатов в представительных органах государственной власти и права на  законодательную инициативу своих представительных органов местного самоуправления, через различные формы общественного контроля, механизм отзыва депутатов и должностных лиц, обжалование решений и действий (или бездействия) государственных органов и их должностных лиц в суд и через другие формы.

Органы государственной власти также располагают действенными механизмами влияния на органы местного самоуправления. К их числу относятся принятие законов и государственных нормативных правовых актов, различные формы государственного контроля, прекращение полномочий органа выборного должностного лица местного самоуправления в случае установленных судом нарушений ими действующего законодательства, обжалование решений органов и должностных лиц местного самоуправления в суде и другие.

Вопросы, связанные с обеспечением наибольшей эффективности взаимоотношений и сотрудничества органов местного самоуправления и органов государственной власти, - это вопросы определения и установления оптимального баланса полномочий между ними в интересах гражданского общества.

Децентрализация власти сама по себе еще не панацея от всех издержек государственного и общественного устройства и управления. Ее не следует абсолютизировать в качестве средства решение проблем путем развития местного самоуправления. Так же как не следует преуменьшать значение и эффективность фактора централизации власти,  преимущества единого управления.

Излишняя децентрализация и абсолютная самостоятельность местного самоуправления не являются благом. Они препятствуют согласованности общенациональных и общерегиональных усилий, создают возможность для всякого рода злоупотреблений, ведут к дроблению администрации, к снижению ее эффективности [3, с. 129].

Главная проблема при осуществлении реформ местного самоуправления состоит не в том, чтобы сделать выбор между централизацией и децентрализацией, а в том, чтобы найти надлежащий баланс между ними, адекватный реальным условиям, а также тем задачам, которые ставятся перед государственным управлением и местным самоуправлением.

Вопросы взаимоотношений и взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти – один из наиболее сложных и важных в муниципальном праве, от правильного решения которых во многом зависит не только судьба местного самоуправления в России, но и эффективность самого российского конституционного строя. Пока в науке муниципального права нет четкой выверенной теории по данному вопросу, а соответственно в отрасли муниципального права нет сформированного правового института, который наиболее полно регулировал бы общественные отношения в этой важной сфере адекватно современным требованиям.

Важно законодательно установить, что органы местного самоуправления решают все вопросы местного значения не только исходя из интересов населения, но и руководствуясь общегосударственными интересами и общегосударственной политикой. Все, что выгодно для каждого местного сообщества, должно быть выгодно для правового социального государства. И наоборот. Все, что выгодно для государства, должно быть выгодно для населения. Только при этом в условиях несоподчиненности можно рассчитывать на эффективное взаимодействие государственных и муниципальных органов. Это должно и может стать главным наиболее продуктивным регулятором такого сотрудничества, так как будет базироваться на взаимной заинтересованности.

В настоящее время, когда уходит в прошлое вертикаль соподчиненности государственных и местных органов власти и управления, особую актуальность приобретают вопросы управляемости, которые исключили бы опасное местничество, самоуправство, сепаратизм и противостояние. Вопросы, связанные с обеспечением наибольшей эффективности взаимоотношений и сотрудничества органов местного самоуправления и органов государственной власти – это вопросы определения и установления оптимального баланса полномочий между ними в интересах гражданского общества. Децентрализация власти сама по себе не панацея от всех издержек государственного и общественного устройства и управления. Ее не следует абсолютизировать в качестве средств решения проблем путем развития местного самоуправления. Так же не следует преуменьшать значение и эффективность фактора централизации власти, преимущества единого управления. Излишняя децентрализация и абсолютная самостоятельность местного самоуправления не являются благом. Они препятствуют согласованности общенациональных и общерегиональных усилий, создают возможность для всякого рода злоупотреблений, ведут к дроблению администрации, к снижению ее эффективности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.    Оффердал О. Местное самоуправление в Скандинавии: достижения и перспективы / О. Оффердал // Полис. Политические исследования. – 1999. – № 2. – С. 155-167. – Текст: непосредственный.

2.    Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 25 декабря 2023 года: [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/. – Режим доступа: сеть Интернет.

3.    Бутитова Д.Ц. Местное самоуправление в системе взаимодействия власти и общества современной России: региональный опыт: диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук: специальность 23.00.02 / Бутитова Д.Ц.; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления». – Москва, 2009. – 164 с. – Текст: непосредственный.