ОВЧИННИКОВА Ю. И.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», студентка юридического института.

 

БЫКОВ В.Е.

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», к. ю. н., доцент кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА В УГОЛОВНОМ ПРЕСЛЕДОВАНИИ НАРУШЕНИЙ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

 

Аннотация. Международный уголовный суд – первый судебный орган на международной арене, создание которого обусловлено необходимостью привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за наиболее тяжкие преступления, такие как геноцид, преступления против человечности, преступления агрессии.  В статье рассматривается роль международного уголовного суда в уголовном преследовании нарушений норм международного гуманитарного права и порядок такого преследования.

Ключевые слова: преступление, международный уголовный суд, Римский Статут, правосудие, преследование, международное гуманитарное право.

 

THE ROLE OF THE INTERNATIONAL CRIMINAL COURT IN THE PROSECUTION OF VIOLATIONS OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW

 

Annotation. The International Criminal Court is the first judicial body in the international arena, the creation of which is conditioned by the need to bring perpetrators to criminal responsibility for the most serious crimes, such as genocide, crimes against humanity crimes of aggression. The article examines the role of the international criminal court in the criminal prosecution of violations of international humanitarian law and the procedure for such prosecution.

Keywords: crime, international criminal court, Rome Statute, justice, prosecution, international humanitarian law.

 

Человечество на протяжении всего своего существования периодически вело различные кровопролитные войны. С развитием человеческого общества постепенно росла его гуманистическая направленность, однако идея «мира во всем мире» утопична.  Вместе с развитием общества и его постепенной демократизацией, укреплением гуманистических начал, происходит развитие технологий, а в следствие неизбежно разрабатываются все новые средства и методы ведения войны. Происходящая в мире глобализация способствует разрастанию глобальных конфликтов. Вместе с тем развивается международное гуманитарное право и создаются новые судебные органы, которые выносят решения, привлекая к ответственности лиц, совершивших серьезные международные преступления, способствуя их предотвращению в будущем. Преступления, преследуемые международными судебными органами, могут нанести ущерб не только конкретной личности, группе лиц или государству, но и всему человечеству. Ярким примером этому могут послужить преступления, совершенные в период второй мировой войны. Своевременное принятие мер по преследованию и привлечению преступников к уголовной ответственности в некоторых ситуациях может предотвратить гуманитарную катастрофу, поскольку безнаказанность развязывает руки для совершения еще более тяжких преступлений.

Для того, чтобы создать единый орган правосудия, привлекающий к ответственности за наиболее тяжкие преступления, нарушения норм международного гуманитарного права, государствами путем подписания особого договора – Статута, был учреждён Международный уголовный суд (МУС).  Ранее подобного судебного органа не создавалась, однако его полномочиями обладали специальные военные трибуналы ad hoc. Первым и наиболее известным подобным трибуналом был Нюрнбергский трибунал, созданный для привлечения к ответственности лиц виновных в преступлениях, совершенных в период второй мировой войны. Помимо Нюрнбергского трибунала, в дальнейшем создавались так же Токийский трибунал, трибунал по Югославии, трибунал по Сьерра-Леоне, по Руанде.

В Статуте МУС закреплено распространение юрисдикции МУС на следующие преступления: 1) преступление геноцида; 2) преступления против человечности; 3) военные преступления; 4) преступление агрессии (с 2010 г.).[1]

Суд является автономным и независимым от любых государственных органов или организаций. Его деятельность основывается на принципах независимости, неприкосновенности и справедливости. Он рассматривает дела в отношении отдельных лиц, возглавляющих режимы, ответственных за массовые нарушения прав человека, а также в отношении лиц, вовлеченных в международные конфликты и совершивших военные преступления. Однако независимость Международного уголовного суда нельзя назвать бесспорной, поскольку данный судебный орган существует за счет взносов государств - участников Римского статута, а значит, так или иначе зависит финансово от указанных взносов.

По состоянию на декабрь 2023 года Статут МУС подписали 137 государств - участников, ратифицировали 123 государства. Российская Федерация Статут МУС подписала в сентябре 2000 года, однако от ратификации отказалась. Ратификация требует принятия статута национальным законодательством – имплементации его норм. Несмотря на то, что Статут не был ратифицирован, Россия сотрудничала с МУС в расследованиях некоторых случаев до 2016 года. В 2016 году Россия отказалась от участия в указанном выше международном договоре.

МУС обладает довольно широкими полномочиями, позволяющими ему проводить предварительные расследования, выдавать ордеры на арест, осуществлять сбор доказательств и отслеживание преступников. Важно отметить, что под юрисдикцию международного уголовного суда попадают именно физические лица, совершившие преступления, преследуемые судом.  

Для того, чтобы в производстве Международного Уголовного суда было возбуждено дело относительно того или иного преступления, и преступник предстал перед правосудием, существует ряд механизмов, в рамках которых МУС может осуществить свою деятельность. Процедуре расследования преступлений и уголовного преследования лиц обвиняемых в совершении преступлений посвящена часть пять Римского Статута.  Так, Статут МУС предусматривает следующие основания для возбуждения уголовного дела: Государство - участник Римского Статута, подготавливает материалы в отношении того или иного преступления и передает их прокурору МУС. Расследование возбуждаться по инициативе Совета Безопасности ООН. Производство может начаться с подачи Прокурора МУС при условии, что он находит достаточные для этого основания. В случае получения информации о совершении преступления МУС может начать расследование, собирая доказательства и свидетельства преступления.

Международный Уголовный суд (МУС) имеет компетенцию в отношении преступлений, предусмотренных Римским Статутом, который является его основополагающим документом.  Международный уголовный суд (МУС) имеет территориальную и персональную юрисдикцию.

Территориальная юрисдикция МУС означает, что суд имеет право рассматривать уголовные дела, совершенные на территории государств - участников Римского Статута.[2] Таким образом, МУС может принимать дела, касающиеся преступлений, совершенных на территории этих государств.  Персональная юрисдикция МУС означает, что суд имеет право рассматривать дела в отношении обвиняемых, являющихся гражданами государств - участников Римского Статута, независимо от того, где преступление было совершено.

Однако из этих правил есть исключение. Так, государство, не являющееся участником Римского Статута, может признать его юрисдикцию в отношении конкретного преступления, либо дело может быть возбуждено по преступлению, не совершенному на территории государства участника, в случае, если дело передано МУС Советом Безопасности ООН.

Принцип комплементарности в Международном уголовном суде означает, что Суд дополняет национальные системы уголовного правосудия и не должен быть единственным механизмом преследования за преступления, попадающие под его юрисдикцию. Согласно принципу комплементарности, государства сохраняют свою юрисдикцию и ответственность за расследование и судебное преследование преступлений, совершенных на их территории или гражданами их страны. В то же время, если государство не желает или не способно привлечь к ответственности лиц, совершивших такие преступления, Международный уголовный суд может взять на себя эту ответственность. Таким образом, принцип комплементарности позволяет Суду работать вместе с национальными системами уголовного правосудия, а не заменять их. Это обеспечивает большую гибкость и эффективность в преследовании лиц, виновных в международных преступлениях.

Процедура возбуждения дел перед Международным уголовным судом включает несколько этапов и обычно начинается с подачи жалобы или обращения государства – участника, Прокурора Международного уголовного суда или Совета Безопасности ООН. Затем прокурор проводит предварительное расследование для определения оснований для возбуждения уголовного дела. В этом процессе собираются доказательства, определяются подозреваемые и жертвы. После сбора достаточного количества доказательств МУС может обратиться в международные органы власти или сотрудничающие государства, чтобы арестовать подозреваемого и передать его МУС. Если прокурор приходит к выводу, что существует достаточное количество доказательств, чтобы поддержать обвинение, он подает заявление о возбуждении уголовного дела перед Предварительной палатой МУС. В случае если прокурор придет к выводу о том, что оснований для возбуждения дела недостаточно, то он уведомляет о своем выводе государство - инициатора расследования. Однако государство - инициатор, не согласившись с указанным решением прокурора, имеет право направить рассматриваемое дело в Предварительную палату МУС. А та, в некоторых случаях, может по собственной инициативе начать производство по делу.

При производстве расследования прокурор имеет обширный перечень полномочий: собирать доказательства, опрашивать лиц, обладающих той или иной информацией о совершенном преступлении, заключать договоры, способствующие расследованию и не противоречащие положениям Статута МУС и т.д.

 Предварительная палата рассматривает доказательства и аргументы, прежде чем принять решение о возбуждении дела. Палата предварительного производства выдает либо ордер на арест, либо повестку в суд после того, как она установит, что имеются разумные основания полагать, что данное лицо совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда.[3] Выдача ордера или повестки завит от того, способно ли лицо, которому предъявлено обвинение, обеспечить собственную явку в суд или намеренно скрываться от судебного разбирательства. Кроме того, в большинстве случаях обвиняемое лицо может предпринять действия, направленные на сокрытие следов преступления, либо продолжить преступную деятельность. Во всех причисленных случаях выдаться ордер на арест, в иных случаях достаточно выдачи повестки. Выданный ордер означает, что в случае, если лицо, обвиняемое в совершении преступления, появиться на территории государства - участника Статута МУС, то государство - участник обязано произвести арест обвиняемого и передать его в распоряжение Международного уголовного суда. По завершению расследования Предварительная палата проводит слушание в присутствии прокурора, обвиняемого и его защитника на котором, утверждается обвинение. После этого дело передается в Судебную палату.

Судебная палата ведет судебное разбирательство и выносит решение по существу обвинения. Подозреваемые имеют право на юридическое представительство и справедливое рассмотрение дела, включая доступ к доказательствам и возможность обжалования решений МУС. В судебном процессе могут так же участвовать потерпевшие и свидетели.  Если одна из сторон не согласна с решением, она может обжаловать решение в Апелляционную палату МУС. Если решение становится окончательным, Международный уголовный суд предпринимает шаги для его исполнения. Это общий порядок возбуждения и рассмотрения уголовных дел перед Международным уголовным судом.

МУС, принимая решения, участвует в разработке и толковании норм международного уголовного и гуманитарного права, предупреждает совершение новых преступлений, оказывает помощь жертвам преступлений и защищает их права. МУС способствует развитию институту прав человека и международного гуманитарного права. Однако МУС стал объектом критики и противодействия со стороны некоторых государств. Некоторые политики считают, что МУС является средством для политического вмешательства и преследования определенных государств или личностей. Кроме того, приговоры МУС в ряде случаев вызывают недовольство и неудовлетворительны для некоторых сторон. Поэтому вопросы о независимости, эффективности и справедливости МУС являются дискуссионными.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Батырь В. А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2011. 688 с.;

2. Михайлов Н.Г. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии. Проблемы компетенции // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Юрид. науки. 2006. №1 (19). С. 128–137;

3. Tекст Римского статута, распространенного в качестве документа A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 года с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 года, 12 июля 1999 года, 30 ноября 1999 года, 8 мая 2000 года, 17 января 2001 года и 16 января 2002 года. Статут вступил в силу 1 июля 2002 года;

4. Международный уголовный суд: проблемы, дискуссии, поиск решений /  Г. И. Богуш, Е. Н. Трикоз.  М.: Европейская Комиссия, 2008.  792 с.

 



[1] Tекст Римского статута, распространенного в качестве документа A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 года с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 года, 12 июля 1999 года, 30 ноября 1999 года, 8 мая 2000 года, 17 января 2001 года и 16 января 2002 года. Статут вступил в силу 1 июля 2002 года.

[2] Tекст Римского статута, распространенного в качестве документа A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 года с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 года, 12 июля 1999 года, 30 ноября 1999 года, 8 мая 2000 года, 17 января 2001 года и 16 января 2002 года. Статут вступил в силу 1 июля 2002 года.

[3] Tекст Римского статута, распространенного в качестве документа A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 года с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 года, 12 июля 1999 года, 30 ноября 1999 года, 8 мая 2000 года, 17 января 2001 года и 16 января 2002 года. Статут вступил в силу 1 июля 2002 года.