ВОЛГУШЕВА А.С.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», студентка юридического института.

 

БЫКОВ В.Е.

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», к. ю. н., доцент кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И ЕГО ПРОБЕЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ НЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

 

Аннотация: в настоящей статье рассмотрены особенности применения норм международного гуманитарного права в условиях действия вооруженного конфликта внутри государства. Данный конфликт в международном гуманитарном праве характеризуется как немеждународного характера. Автор на основе изученного материала выявил пробелы в правовом регулировании указанных видов вооруженных конфликтов внес предложения по совершенствованию их правовых норм.

Ключевые слова: международный конфликт, вооруженный конфликт, конфликт немеждународного характера, военные действия, внутреннее право, защита, гражданское население, гуманитарное право.

 

INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW AND ITS GAPS IN MODERN ARMED CONFLICTS ARE NOT OF AN INTERNATIONAL NATURE

Abstract: this article examines the peculiarities of the application of the norms of international humanitarian law in the context of an armed conflict within a State. This conflict is characterized in international humanitarian law as non-international in nature. Based on the studied material, the author identified gaps in the legal regulation of these types of armed conflicts and made proposals to improve their legal norms.

Keywords: international conflict, armed conflict, non-international conflict, military actions, internal law, protection, civilian population, humanitarian law.

 

В настоящее время одним из актуальных вопросов гуманитарного права является не только разрешение международных вооруженных конфликтов, но и урегулирование вооруженных конфликтов немеждународного характера, периодически возникающих в том или ином государстве.

На современном этапе развития в таких конфликтах как правило, принимают участие различные формирования, чаще всего запрещенные в данном государстве и которые действуют зачастую при поддержке террористических групп из-за рубежа.

Таким немеждународные конфликты «нередко сопровождаются серьезным нарушением международного гуманитарного права и прав человека, что вызывает озабоченность всего международного сообщества».[1]

Следует отметить, что международное гуманитарное право регулирует защиту прав человека как в условиях международного конфликта, так и конфликта внутригосударственного.

Однако, в последнем случае нормы международного гуманитарного права существенно ограничены и в основном, за исключением отдельных конвенционных положений, регулируются общими международно-правовыми источниками и внутренним правом государств.

Международное гуманитарное право распространяет свое действие, особенно в части защиты прав человека на те государства, которые официально не признают наличие на своей территории вооруженного конфликта, который в действительности имеет место быть.

Международные правовые акты запрещают в случае вооруженного конфликта немеждународного характера, равно как и международного, применять в отношении гражданского населения какие-либо запрещенные меры воздействия, например, пытки, отказ в предоставлении медицинской помощи.

Также запрещено применять любое физическое воздействие, причиняющее травмы, увечья и особенно, гибель гражданского населения, с целью завладения какой-либо информацией. Особенно в вооруженных конфликтах немеждународного характера защитой пользуются такие малозащищенные категории граждан, как: дети, женщины, старики, раненые, военнопленные.

На их защиту распространяют свое действие Женевские конвенции и протоколы к ним.

В соответствии с современными нормами международного гуманитарного права, установлен запрет на ведение военных действий в отношении мирных граждан, проживающих на территории данного государства.

Таким образом, ведение вооруженных действий в условиях немеждународного характера нарушает нормы международного гуманитарного права.

В настоящее время межнациональные конфликты, террористические атаки, цветные революции, вооруженные перевороты, установление марионеточных режимов являются звеньями одной цепи войны за рынки сбыта и источники сырья, за передел мира на сферы влияния в международных отношениях.[2]

В соответствии с нормами Устава ООН, закрепляющими права человека и основы их международной защиты, было разработано значительное число различных документов международного характера, регулирующих международно-правовую защиту прав человека, в том числе на региональном уровне.

В первую очередь, таким основополагающим документом является Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

С помощью принятия этой Декларации, были заложены основы обеспечения неотчуждаемых прав личности и их защиты, осуществляемые как на внутригосударственном уровне, так и на международном.

В современных условиях невозможно говорить об окончании применения международного гуманитарного права в целом, речь может идти лишь об окончании действия его отдельных норм в международном вооруженном конфликте (МВК) или немеждународном вооруженном конфликте.[3]

Институт международной защиты прав человека состоит из созданных в рамках международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ОАГ, Африканский Союз) международных органов и созданных на основе универсальных и региональных соглашений по правам человека конвенционных органов.

Сложившаяся в России и мире политическая обстановка, проведение специальной военной операции, враждебные действия иностранных государств и их специальных служб, нацеленные на активизацию деструктивных процессов внутри нашего государства наряду c сопутствующими этому процессами в экономике, не могут не вызывать беспокойства и необходимости поиска эффективных путей решения возникающих проблем, в том числе в сфере правоохранительной деятельности.

У каждого вооруженного конфликта, в том числе и конфликта немеждународного характера есть своя цель, достичь которую стремятся конфликтующие стороны, для чего используют методы и средства ведения военных действий, зачастую запрещенных международным гуманитарным правом.

Стоит отметить, что внутригосударственные вооруженные конфликты в последнее время имеют тенденцию к росту, что вызывает тревогу всего мирового сообщества.

В настоящее время проблема участия третьих сторон во внутренних вооруженных конфликтах немеждународного характера является актуальной с позиций как теории, так и практики.

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г[4], касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера - Протокол II от 8 июня 1977 г.[5] лишь косвенно намечает линию гуманитарного участия "независимой международной организации в процессе оказания помощи пострадавшему от вооруженного конфликта населению" (ч. 2 ст. 18).

В настоящее время не составляет сложностей определение момента действия международного гуманитарного права в условиях вооруженных внутригосударственных конфликтов. Оно начинает действовать с момента, когда начинается вооруженный конфликт.

Пробелом правового регулирования в международном гуманитарном праве является то, что оно не содержит четкого предписания действия международного гуманитарного права.

В действующих нормах международного гуманитарного права не указан начальный момент действия гуманитарного права на участвующих в конфликте сторон и не указан момент окончания их действия.

Исходя из толкования норм права такими моментами являются начало и окончание действия вооруженного немеждународного конфликта, даже непризнанного в качестве такового в государстве возникновения вооруженного конфликта.

В Положениях отдельных Женевских конвенций 1949 г. закреплено указание на отдельные факты вооруженного конфликта. Несмотря на это, они содержат систематизации и содержания мер международного гуманитарного права для разрешения возникшего конфликта.

С признанием независимости ЛНР и ДНР и началом Россией специальной военной операции можно говорить о том, что произошла трансформация длительного вооруженного конфликта, который приобрел международный характер.

В этих условиях соответствующие нормы международного гуманитарного права должны применяться до полного окончания военных действий и подписания мирного договора.

Специальная военная операция не предусматривала объявления войны между Россией и Украиной. Это вызвало неопределенность в применении международного гуманитарного права, а также затруднило использование норм права вооруженных конфликтов.

Несмотря на это, является недопустимым отказ от норм международного гуманитарного права. Показательным является честное и полное выполнение Женевских конвенций российской армией.

В целях более эффективного правового регулирования защиты прав гражданского населения в условиях военных действий внутри государства, следует сформировать современный правовой механизм, отвечающим современным реалиям времени, таким как, право на ответные меры, право введения специальных военных операций и иных.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лазутин Л.А. Проблемы темпорального действия отдельных режимов международного гуманитарного права // Российский юридический журнал.  2022. № 3. С. 44 – 49.

2. Маммадов У.Ю. Роль судов в обеспечении соблюдения международного гуманитарного права вовремя и после окончания вооруженных конфликтов с террористическими группами // Российский юридический журнал. 2020. № 1. С. 20 – 34.

3.   Полунин С.В. Межнациональные конфликты: о причинах и условиях возникновения // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 11. С. 11 – 13.

4. Женевская Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. [принята на Дипломатической Конференции 21 апреля 1949u/]. – Текст: электронный.  ̶ URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon-3.htm. – Режим доступа: сеть Интернет.

5.   Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II). [принят 8 июня 1977 года]. – Текст: электронный. – URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm. – Режим доступа: сеть Интернет.

 



[1] Маммадов У.Ю. Роль судов в обеспечении соблюдения международного гуманитарного права во время и после окончания вооруженных конфликтов с террористическими группами // Российский юридический журнал. 2020. № 1. С. 20 - 34.

[2] Полунин С.В. Межнациональные конфликты: о причинах и условиях возникновения // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 11. С. 11 - 13.

[3] Лазутин Л.А. Проблемы темпорального действия отдельных режимов международного гуманитарного права // Российский юридический журнал.  2022. № 3. С. 44 - 49.

[4] Женевская Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. [принята на Дипломатической Конференции 21 апреля 1949u/]. – Текст: электронный.  ̶ URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon-3.htm. – Режим доступа: сеть Интернет.

[5] Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II). [принят 8 июня 1977 года]. – Текст: электронный. – URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm. – Режим доступа: сеть Интернет.