БЕЗЗУБОВ Г. О.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

Аннотация: в статье изучена история возникновения и развития права на образование. Отмечается, что возникновение права на образование – это длительный процесс, растянувшийся на века, от ограниченного доступа к образованию для элиты до признания его как фундаментального права человека на международном уровне.

Ключевые слова: права человека, право на образование, взаимосвязь прав человека, закрепление прав человека.

 

EMERGENCE OF THE RIGHT TO EDUCATION AND ITS PLACE IN THE SYSTEM OF HUMAN RIGHTS

 

Abstract: The article studies the history of the emergence and development of the right to education. It is noted that the emergence of the right to education is a long process stretching over centuries, from limited access to education for the elite to its recognition as a fundamental human right at the international level.

Keywords: human rights, right to education, interrelatedness of human rights, entrenchment of human rights.

 

Исходя из анализа юридической литературы в области теории права, все взгляды относительно сущности прав человека можно объединить в две основные позиции.

Сторонники одной точки зрения (школа естественного права) утверждают, что права человека имеют в своей основе естественный характер, для них характерно свойство неотчуждаемости никем и ничем, свойство независимости от наличия или отсутствия их признания государственной властью. Они обязывают государство обеспечивать охрану этих прав как ценности, дарованной человеку самой природой и его сущностью. Это такие права, наличие которых не должно зависеть от политической, идеологической и социальной направленности государства, они должны соблюдаться, защищаться и гарантироваться им в любом случае.

Сторонники другого взгляда (нормативисты) утверждают, что права человека существуют у него постольку, поскольку они имеют закрепление в законе, изданном государством, которое определяет границы, объем и содержание этих прав. Иными словами, права человека возможны и реальны лишь тогда, когда это позволяет государство.

Обе позиции имеют свои преимущества и недостатки. Сторонники естественного права, обосновывая идеалы и ценности неотчуждаемых природных прав человека, не уделяют достаточного внимания социальной, исторической и политической действительности в государстве. Нормативисты в своих учениях устанавливают приоритет государственной власти по отношению к человеку и его правам и свободам.

Одно из центральных мест в системе прав человека занимает право на образование, которое является фундаментальным и неотъемлемым правом человека. Значение данного права и место в системе прав человека обусловлено следующими аспектами:

- взаимосвязь с другими правами человека, право на образование не изолировано, а тесно переплетено с другими правами, усиливая и обеспечивая их реализацию. Например, с правом на равенство и недискриминацию. Так как право на образование должно быть доступно всем без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или любого другого статуса. Можно отметить и тесную связь с правом на развитие личности, так как образование является ключевым фактором самореализации и развития личности, которое позволяет человеку раскрыть свой потенциал, приобрести знания и навыки, необходимые для участия в жизни общества.

- закрепление в правовой системе различных уровней образования: от дошкольного до высшего и послевузовского, включая профессиональное образование и обучение на протяжении всей жизни. Важно отметить, что обеспечение доступа к качественному образованию на всех уровнях является ключевой задачей государства.

- обеспечение доступа к образованию. Государством создается достаточное количество школ, университетов и других образовательных учреждений, расположенных в удобных местах.

- обеспечение качества образования, а также регулярный мониторинг реализации права на образование и оценка эффективности принятых мер. Сюда можно отнести разработку и внедрение качественных образовательных программ, подготовку квалифицированных учителей и преподавателей, обеспечение необходимых ресурсов (учебники, оборудование).

Анализируя право на образование, необходимо отметить, что период возникновения права на образование как отдельного, юридически оформленного права определить сложно. Понятие «право на образование» как мы его понимаем сегодня – это относительно недавнее явление, результат длительной эволюции социальных норм и государственных подходов к обучению. Не существовало момента, когда вдруг появилось четко сформулированное и повсеместно признанное право на образование. Вместо этого, можно пронаблюдать постепенную трансформацию:

Так, на самом раннем этапе в древнем мире образование существовало, но оно было преимущественно привилегией элиты (жрецов, аристократии). Обучение осуществлялось в рамках религиозных учреждений, семейного воспитания или в частном порядке. Говорить о «праве» на образование в этом контексте некорректно, так как доступа к нему у большинства населения не было. Например, в Древней Греции существовали философские школы, но они были доступны далеко не всем. В Древнем Египте существовало обучение писцов, но это тоже была узкая специализация.

Образование в средние века также было сосредоточено в основном в монастырях и церковных школах. Университеты, появляющиеся в этот период, представляли собой исключение, и доступ к ним был ограничен. Здесь также нет речи о всеобщем праве на образование.

Эпоха Возрождения и Просвещения ознаменовались расцветом интереса к науке и образованию, но все еще не было всеобщего права на него. Просветители отстаивали идею всеобщего образования, но это были скорее философские идеи, чем законодательно закрепленные права. Например, Жан-Жак Руссо, отстаивая важность образования, не предлагал конкретного механизма обеспечения такого права для всех [1, с. 331].

Постепенное становление права на образование как мы его понимаем началось в XIX веке, именно в этот период начали появляться первые государственные программы обязательного начального образования в некоторых странах (например, Франция). Это был важный шаг, но все еще не полное право на образование, так как высшее образование оставалось преимущественно недоступным для большинства. Фокус был на обучении необходимым навыкам для работы, а не на развитии личности.

Далее в первой половине XX века идея всеобщего и бесплатного образования стала более популярной, в ряде стран появились законодательные акты, закрепляющие право на образование на разных уровнях. Значительным событием стала принятие Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), которая провозгласила право на образование как фундаментальное право человека (статья 26). Это стало международным признанием права на образование.

После Второй мировой войны многие страны расширили доступ к образованию, сделав его бесплатным и обязательным на определенном уровне, а развитие системы образования стало государственным приоритетом [2, с. 858].

Таким образом, возникновение права на образование – это длительный процесс, растянувшийся на века, от ограниченного доступа к образованию для элиты до признания его как фундаментального права человека на международном уровне. При этом сегодня, право на образование не просто отдельная статья в международных документах, а фундаментальный элемент системы прав человека, который обеспечивает возможность самореализации, развития личности и активного участия в жизни общества. Его реализация является ответственностью государств, требующей постоянных усилий и вложений в образовательную сферу.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.    Егоянц Ж. А. Концепция прав и свобод в трудах Жан-Жака Руссо / Ж. А. Егоянц, М.В.  Ершова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. –  № 21 (259). –  С. 331-333.

2.   Плескач М. Концепция и роль цифровизации в реализации права человека на образование: сравнительно-правовой аспект / М.  Плескач. – Текст: непосредственный // Материалы 14-ой Международной конференции по передовым компьютерным информационным технологиям (ACIT).    Ческе-Будеёвице, 2024. – С.  858-865.