ДЕРЕВНИНА Ю. И.
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и
международного права юридического института.
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация:
правовая политика реализуется в особой правовой форме, выраженной в
правотворческой или правоприменительной деятельности государства. У правовой
политики существует собственный механизм воздействия на общественные отношения
(правовые нормы и институты). Здесь появляется вопрос направлена ли правовая
политика на сугубо правовое регулирование или на политические отношения –
отношения по получению и удержанию власти. Политика – это средство достижения
цели; история, опрокинутая в прошлое.
Ключевые слова:
правовая политика государства, элементы правовой политики государства.
THE CONCEPT, PRINCIPLES, CLASSIFICATION OF LEGAL POLICY
Abstract:
legal policy is implemented in a special legal form,
expressed in the law-making or law enforcement activities of the state. Legal
policy has its own mechanism for influencing public relations (legal norms and
institutions). This raises the question of whether legal policy is aimed at
purely legal regulation or at political relations – relations for obtaining and
retaining power. Politics is a means to an end; history is tipped into the past.
Keywords:
legal policy of the state, elements of the legal policy
of the state.
Понятие правовой
политики необходимо отличать от политики права. Нами рассматривается «политика,
осуществляемая посредством действия права» [7, с. 422].
Правовая
политика – это средство организации правовой жизни общества, поскольку наличие
права подразумевает сложившиеся общественные отношения [1, с. 240]. Правовую
политику также следует определить как «неизбежный элемент правового развития
общества» [7, с. 424].
Свойством
правовой политики является государственно-властный характер, ее императивное
содержание, поскольку она опирается на административные методы и реализуется
путем задействования государственного механизма, обеспечивающего обязательность
исполнения политики. Право – это база такой политики.
По мнению Б. Н.
Чичерина, политика – это такое искусство, позволяющее «государственному
человеку», который преследует политические цели, «подыскать к ним необходимые
средства» [2, с. 144]. Н. И. Матузов считал право и политику одновременно и
союзниками и конкурентами в борьбе за управление обществом [3, с. 12].
В таком случае
право является инструментом в борьбе за достижение цели. Если ставится цель по
построению социального общества, то право направление на провозглашение и
закрепление полного набора прав и свобод человека, стимулирование частного
бизнеса к развитию, привлечение иностранных инвестиций при достаточной
социальной защите и поддержке отдельных категорий граждан.
Если же властные лица берут курс на
«усиление государства», «возвращение былого величия», то право будет
ограничивать и запрещать, ведь преступления в нацистской Германии
соответствовали тогдашним законам этой страны.
Право как основной регулятор общественной
жизни не успевает за темпами ее изменений. Так, например, ускорение
общественного оборота и информатизация и компьютеризация требуют нормативного
регулирования в сфере обращения криптовалют или искусственного интеллекта. Для
этого требуется политическая воля – государственная политика.
Правовая
политика здесь необходима для реализации стратегических правовых идей.
Отправная точка
в данном случае – право и необходимость его усовершенствования. После осознания
подобной необходимости разрабатываются правовые идеи стратегического характера,
на основе которых издаются законодательные акты, реализуемые в дальнейшем в
юридической практике.
Процесс развития
правового регулирования в том и состоит, чтобы правовые нормы сменяли друг друга
в зависимости от развития и появления новых потребностей общества. Нормы
проверяются на практике, выявляются коллизии и пробелы, которые требуют издания
новых правовых норм и отмены старых.
Как отмечает Мельников С. А., «только в
процессе реализации право воспринимается как активное, творческое средство
воздействия на становление общественных отношений» [4, с. 49].
Гражданско-правовая политика – это концепция гарантирующей политики, поскольку
обеспечивает соблюдение норм права и поддержание норм правового государства.
Требования к
гражданско-правовой политике заключаются в исключении пробелов и коллизий права.
Ядро гражданской-правовой политики России – это гражданский кодекс, существующий
уже долгое время и доказавший свою эффективность.
Цель
гражданско-правовой политики – обеспечение возможности защиты прав и свобод
человека и гражданина в сфере имущественных и личных неимущественных
правоотношений. На формирование права влияют объективные и субъективные факторы.
Значимыми из них
являются экономические факторы, как факторы базиса и экономической основы жизни
общества, а также политические интересы. Воздействие данных факторов проявляется
через реализацию принципов права [1, с. 240].
Некоторые авторы
отмечают, что на стадии возбуждения гражданского дела принцип состязательности
реализуется в полной мере [5, с. 53].
В связи с этим в
качестве еще одного принципа гражданского процесса на стадии возбуждения дела Т.
В. Соловьева выделяет принцип информатизации [6, с. 9].
Принцип
состязательности в сочетании с полномочиями суда должны обеспечивать
справедливость судебного процесса. Разрешение гражданских дел должно быть
справедливым, беспристрастным и своевременным с целью защиты нарушенных или
непризнанных гражданских прав.
Активные
полномочия суда должны выступать только лишь гарантией реализации права на
обеспечение баланса публично-правовых и частноправовых интересов.
Таким образом,
правовая политика и политика права должны действовать во взаимодействии,
направленном на формирование правового государства, развитие гражданского
общества и социального государства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Коробова А.
П. К вопросу о понятии и структуре правовой политики / А. П. Коробова // Теория
и практика общественного развития. – 2023. – № 7 (183). – С. 240–245. –
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-strukture-pravovoy-politiki.
– Текст : электронный.
2. Коробова А.
П. К вопросу о взаимодействии политики, права и правовой политики / А. П.
Коробова, А. В. Леонтьев // Теория и практика общественного развития. – 2024. –
№ 6 (194). – С. 143–148. –
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vzaimodeystvii-politiki-prava-i-pravovoy-politiki.
– Текст : электронный.
3. Матузов Н. И.
Право и политика: антиподы или союзники? / Н. И. Матузов // Вестник Саратовской
государственной юридической академии. – 2014. – № 6 (101). – С. 12. –
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-i-politika-antipody-ili-soyuzniki. –
Текст : электронный.
4. Мельников С.
А. Коллективная форма реализации права: теоретико-методологическое обоснование
необходимости внедрения в понятийные ряды теории государства и права / С. А.
Мельников // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2022. –
№ 1 (144). –
С. 48–54. –
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnaya-formarealizatsiipravateoretik-metodologicheskoe-obosnovanie-neobhodimosti-vnedreniya-v-ponyatiynye-ryady-teorii. – Текст : электронный.
5. Плотников Д.
А. Особенности действия принципа состязательности на стадии возбуждения дела в
гражданском судопроизводстве / Д. А. Плотников, Д. К. Усцов // Арбитражный и
гражданский процесс. – 2020. – № 9. – С. 53–60. –
URL: https://elibrary.ru/rekenm. – Текст :
электронный.
6. Соловьева Т.
В. Модернизация принципов гражданского судопроизводства в свете реформы судебной
системы / Т. В. Соловьева // Арбитражный и гражданский процесс. – 2019. – № 6. –
С. 8–13. –
URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=38204921. – Текст : электронный.
7. Шабуров А.С.
«Политика права» и «правовая политика» – важнейшие категории политико-правовой
науки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД
России. – 2024. – № 2 (66). – С. 421–425.