ЛЮБИМОВ В.Д.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

ЗАКОН КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению закона в отечественной юридической науке. Представляются различные взгляды ученых на понятие, содержание и классификации законов, делаются собственные выводы по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: закон, законодательство, правовые нормы, источник права.

 

LAW AS A FUNDAMENTAL ELEMENT OF THE LEGAL SYSTEM

 

Abstract. The article considers various approaches to defining the law in domestic legal science. Different views of scientists on the concept, content and classification of laws are presented, their own conclusions are drawn on the problem under consideration.

Keywords: law, legislation, legal regulations, source of law.

 

Основным элементом в системе законодательства и основным средством правовой регламентации являются законы.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческой органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов [1, С. 34].

Характеристике закона в отечественной и мировой литературе уделялось и уделяется серьезное внимание, усилиями многих авторов создана добротная теория закона, и на сегодняшний день в общей теории государства и права нет серьезных дискуссий относительно понятия «закон». Как отмечает Г.В. Мальцев [2, С. 629] человечество не выработало более успешной и совершенной правовой формы, чем закон, совершенство которого заключается в том, что он лучше других правовых форм обеспечивает стабильность, гарантированную безопасность, надежность положения человека в обществе, является для него наиболее прочной основой программирования своей деятельности, устройства собственной судьбы. Нельзя не согласиться с тем, что перед юридической наукой постоянно стоит задача определения роли закона в соответствующих процессах, в какой бы сфере государственно­правовой жизни они не протекали.

Профессор С.С. Алексеев верно указывает, что закон наиболее развитая форма закрепления юридических норм, и вовсе не случайно во всем мире именно с законами (даже терминологически) связаны представления о законности - строгом правовом порядке, который должен существовать в более или менее развитом обществе, признающем право в качестве эффективного социального регулятора [3, С. 135.].

Закон как разновидность нормативного правового акта является важнейшим элементом механизма правого регулирования, от которого непосредственно зависит эффективность последнего. Более того, в законе излагается основополагающая и общая модель механизма правового регулирования, которая требует дополнения и конкретизации подзаконными нормативными правовыми актами. В связи с этим Ю. А. Тихомиров очень точно отметил, что «Закон - это своеобразная сетка с крупными ячейками, логический скелет, который неизбежно должен насыщаться конкретикой, и это есть объективная предпосылка вечной борьбы закона и инструкции, а также правообразующей роли судебной практики и юридической доктрины» [4, С. 107].

Место и роль закона в механизме правового регулирования, его взаимосвязь с другими элементами механизма правового регулирования ярко проиллюстрировал К. К. Лебедев, который отмечает, что отступление от достаточно жесткой взаимосвязи структуры правоотношения и модели правовой нормы является причиной, по крайней мере, одной из причин низкого качественного уровня законодательства [5, С. 134-135].

Закон - это главный и преимущественный нормативный правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны [6, С. 24].

Из данного определения вытекают признаки закона как основного источника прав а, как нормативного правового акта, обладающего высшей силой; законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума; законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; законы принимаются в особом законодательном порядке.

Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона:

а)         Закон принимается только высшими представительными органами государственной власти парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом).

б)              Закон регулирует основополагающие, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения, определяемые исключительной компетенцией высшего органа государственной власти. При правовом регулировании, осуществляемом законом, последний должен быть точным, четким и ясным.

в)               Закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны. Любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке.

г)               Закон является нормативным актом, т. е. устанавливающим общие правила поведения (нормы), обязательные для всех граждан, государственных органов, общественных организаций и движений, должностных лиц (или для физических и юридических лиц, указанных в самом законе).

д)              Регулируя соответствующие общественные отношения, закон наиболее устойчив, стабилен и подвергается изменению, дополнению или отмене лишь в исключительных случаях в силу объективной общественной необходимости.

е)               Закон принимается в особом порядке, предусмотренном Конституцией и регламентом парламента [1, С. 37.].

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов, придавая ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативных правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни [6, С. 25.].

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

а)               по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);

б)              по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

в)               по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и т. п.);

г)               по сроку действия (постоянные законы и временные) и т. д.

Виды законов могут выть выделены по разным основаниям.

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.

К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:

- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к гражданам;

- общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;

- порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

- правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;

- правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;

- федеральные налоги и сборы;

- общие вопросы национальной безопасности;

- порядок введения режима чрезвычайного и военного положения;

- уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;

- судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.

Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, должны регулироваться законами.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Бошно С. В. Закон о нормативных правовых актах: прошлое, настоящее перспективы. / С. В. Бошно. - Текст: непосредственный // Право и современное государство. - № 2. - 2015. - С.34-39.

2.     Мальцев Г.В. Социальные основания права / Г. В. Мальцев. - Москва: Норма, 2007. - 799 с. - ISBN 978-5­468-00138-7. -Текст: непосредственный.

3.     Перевалов В.Д, Теория государства и права. Учебник для вузов / В.Д. Перевалов, С.С. Алексеев, Н.Н. Тарасов. - Москва: Норма, 2023. - 552 с. - ISBN 978-5-00156-149-1. - Текст: непосредственный.

4.     Тихомиров Ю.А. Правовые акты / Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. - Москва: Юрид. колледж МГУ, 1995. - 158 с. - ISBN 5-7251-0034-0. - Текст: непосредственный.

5.     Ковалева В. В. Нормативные правовые акты в механизме правового регулирования: специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ковалева Виктория Викторовна; Моск. гос. юрид. акад. - Москва, 2009. - 196 с.- Текст: непосредственный.

6.     Шималов А. В. Нормативный правовой акт: понятие и виды / А. В. Шималов. // Правовое пространство. - 2015. - № 17. - С. 23-25. - Текст: непосредственный.