ДОМНИНА Е.В.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант юридического факультета

 

 

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ УЧЕНИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

Аннотация: В статье рассматриваются основные положения учения о свободе личности и государства в политико-правовом учении Б.Н. Чичерина.

Ключевые слова: свобода, государство, личность, «Философия права», Б.Н. Чичерин.

DOMNINA Е.V.

FREEDOM OF THE INDIVIDUAL AND THE STATE IN POLITICAL AND LEGAL DOCTRINE B.N. CHICHERINA

Abstract: The article discusses the main provisions of the doctrine of individual and state freedom in the political and legal doctrine of B.N. Chicherin.

Key words: freedom, state, person, «Philosophy of Law», B.N. Chicherin.

 

Известным в области либерального движения в России был Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Его перу принадлежат труды по государственному праву, истории политических учений, теории государства и истории русского права. Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование «История политических учений» (1869-1902 гг.), сочинения «Собственность и государство» в двух томах (1881-1883 гг.), «Курс государственной науки» в трех частях (1894-1898 гг.), «Философия права» (1900 г.).

Общеизвестно, что теория Б.Н. Чичерина формировалась под заметным влиянием идей Г. В. Ф. Гегеля. Транслируя взгляд немецкого мыслителя на всемирную историю как на развитие духа, субстанцией которого является свобода, осуществляющая себя посредством государства и отдельных лиц, Б.Н. Чичерин акцентирует внимание на свободе, трактует ее как «основное определение человека как разумного существа» [6, с.53], «как истинную его сущность» [1, с.60].

Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил логической схемой из четырех элементов, в результате которой образуется круговорот четырех начал (единство – отношение – сочетание – множество).

Большое внимание в своих трудах Чичерин уделял свободе личности. В понятии свободы Чичерин различал две стороны – отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению).

Как и Кант Чичерин утверждал, что личность сама по себе есть цель и не может быть употреблена как средство для посторонних ей целей. Из требования внутренней свободы, по учению Чичерина, вытекает требование свободы внешней: действия людей необходимо разграничить таким образом, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться и чтобы были установлены твердые правила для разрешения споров, неизбежных при совместном существовании.

С точки зрения методологии своего философского подхода Б.Н. Чичерин развивает идеи органического, а затем социологического подхода, которые он перенес на исследование проблем государства и права. Идея развития общества связывается Б.Н. Чичериным с необходимостью развития свободы личности. В тоже время важное значение он как последовательный государственник уделяет роли государства в историческом процессе: «То, что на Западе образовалось само собою вследствие господства союзного духа, то у нас учреждено правительством на основании государственных потребностей». Государство при этом рассматривалось исходной точкой всего общественного развития России с XV в. В этом и состояла главная идея всей государственной школы [3, с.39].

По Б.Н. Чичерину человек понимается как существо, которое имеет двойственную природу: он богоподобен, но также включен в природные и социальные процессы. Признание двойственности человеческой природы и противоречивости человеческого существования, в котором сталкиваются добро и зло, не помешали Б.Н. Чичерину эксплицировать человека как существо созидающее, как субъекта истории и государственности. Именно в таком качестве человек предстает во всех упомянутых концепциях.

Еще одна важная составляющая философской антропологии Б.Н. Чичерина усматривается в последовательном отстаивании идеи об абсолютной ценности и приоритетности личности в обществе.

Чичерин отдает первенство индивиду, считает индивидуализм естественной и наилучшей формой связей личности и общества. Личность Чичерин определяет следующим образом:

– во-первых, личность не мимолетное явление, а постоянно пребывающая сущность, вытекающая из ее осмысленных действий, т. е. существо метафизическое;

во-вторых, личность есть существо единичное. Это не общая субстанция, разлитая во многих особях, а сосредоточенная в себе как самостоятельный центр силы и деятельности;

в-третьих, личность есть существо духовное, т.е. одаренное разумом и волей;

– в-четвертых, воля этого единичного существа признается свободной. Вследствие этого ей присваиваются права, т.е. «власть распоряжаться своими действиями и присвоенными ей физическими предметами»;

– в-пятых, личности присваивается известное достоинство, в силу которого она требует к себе уважения. Источник этого высшего достоинства человека заключается в том, что он носит в себе сознание Абсолютного, т. е. источник лежит в метафизической природе субъекта, которая возвышает его над всем физическим миром. Человек всегда должен рассматриваться как цель и никогда как средство. «Не лица существуют для учреждений, - подчеркивает ученый, а учреждения для лиц [2, с.795].

Б.Н. Чичерин указывал на то, что государство, есть верховный общественный союз, воплощающий в себе власть, организующий и направляющий существование и развитие всей общественной системы. Следует подчеркнуть то, что в государстве он видит основного политического субъекта и носителя власти, призванного правовыми методами защищать физического субъекта и его права. В этом общественном союзе усматривается ценнейший результат человеческой деятельности, впитавший в себя в снятом виде всю мудрость прошедших веков, народную веру и традиции, опыт и здравый смысл в организации совместной жизни многих поколений. Поэтому государство оценивается как позитивно значимая институция, как безусловная социальная ценность и благо. Также в положительном ключе определяется и тенденция развития государства, которая связывается с его приближением к правовому устройству.

Однако, несмотря на характерную высокую оценку роли и значения государства как общественного союза, очевидно, что Б.Н. Чичерин не забывает о приоритете личностного и общественного начал.

Государство, по Б.Н. Чичерину, является примером идеального сочетания личных и общественных начал. Исходной точкой частного права он определяет лицо, а публичного права – общество как целое. Непосредственно установлению единодержавия, как считает Б.Н. Чичерин, предшествует вотчинный период. Государство, с его точки зрения, возникло не из общины, а из вотчины. В этом состояла экономико-правовая суть генезиса государства. Б.Н. Чичерин положительно оценивает петровский период истории, связанный с установлением взаимодействия с западными формами права и государственных учреждений. Однако он также отмечает, что на историческом пространстве России полное развитие получили не столько начала права, сколько начала власти. Само общественное устройство создается не обществом, а государством. Даже сословное представительство утверждается под действием государственного начала. Рассматривая закрепощение сословий в России, Б.Н. Чичерин утверждает, что подчинение дворян государству было несравненно сильнее, чем на Западе, в соответствии с задачами общегосударственных повинностей-служб. Все сословия, по Б.Н. Чичерину, были одинаково прикреплены к государственному тяглу. Отсутствие развитых представительных начал связано с сильным развитием крепостного права, вследствие чего земские соборы не стали подлинным представительством, а лишь укрепляли действующий механизм власти. Государственного учреждения из этого представительства не образовалось. «Политическая свобода основывается на свободе личной, а последняя исчезла в России с возникновением Московского государства» [7, с.562].

Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. Чичерин утверждал, что право есть взаимное ограничение свободы под общим законом. Субъективное право – это законная свобода человека что-либо делать или требовать; объективное право – закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, писал Чичерин, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы.

Право, по его учению, имеет самостоятельные природу и значение, в нем нельзя видеть низшую ступень нравственности, поскольку такое воззрение отводит праву подчиненное положение, делает его слугой нравственности, что приводит в конце концов к уничтожению свободы, к насильственному осуществлению нравственных начал. Необходимо, отмечал он, четко отграничивать сферу права как область внешних воль от сферы нравственности как области внутренней, исследующей мотивы поведения. Эти области восполняют друг друга: область принуждения начинается там, где действует право, регулирующее внешнюю свободу, тогда как нравственность определяет духовные потребности людей.

Высшая связь между областями внутренней и внешней свободы, писал Чичерин, выражается в органических союзах, членом которых является человек. Во имя нравственного закона человек подчиняется общественному началу как высшему выражению духовной связи людей, и в этом отношении человек имеет обязанности. Вместе с тем как свободное лицо он пользуется правами. Чичерин писал, что свобода проявляется как свобода общественная, определяющая отношение членов к тому целому, к которому они принадлежат, их законное подчинение и долю участия в общих решениях.

По Б. Н. Чичерину, одним из главных исторических законов, согласно которому сущность развития состоит в постепенном осуществлении природы того или иного явления. Поэтому «весь исторический процесс представляет последовательное развитие лежащих в человеческой природе начал» [6, с.19], важнейшим из которых и выступает свобода, заключает автор.

Значимую составляющую развития свободы представляет ее осознание в качестве неотъемлемого свойства каждого человека. Важный шаг в этом направлении был сделан христианством, в рамках которого идея свободы получила нравственную основу, что в совокупности с постулатом равенства всех людей в духовно-нравственном отношении позволило раскрыть сущность внутренней, нравственной свободы индивида. Однако в полно мере осмысление свободы как сущности личности Б.Н. Чичерин связывает с немецкой философией Нового времени.

Свобода состоит в том, что человек сам является источником своих действий: «если же он превращается в чистый орган общества, если он существует для и через посредство целого, то самостоятельность его как единственного существа, исчезает, и о свободе не может быть речи» [6, с. 31].

Б.Н. Чичерин различает свободу внутреннюю (нравственную), внешнюю (юридическую) и общественную. Внутренняя свобода трактуется российским либеральным ученым как воля человека определять свои действия на основе представлений о добре и зле. Поскольку человек – существо и разумное и чувственное, он волен совершать поступки как соответствующие, так и противоречащие нравственному закону, в чем, по Б. Н. Чичерину, состоят «сущность нравственной природы человека» и «высшее проявление его свободы». Внутренняя свобода может проявляться посредством определенных действий, переходя тем самым в свободу внешнюю. В этой области принуждение также недопустимо, однако только до тех пор, пока свобода одного лица не приходит в столкновение со свободой других лиц. Разграничивать свободу личностей призвано право, которое трактуется Б.Н. Чичериным как внешняя свобода человека, определяемая общим законом. Таким образом, «человек не потому свободен, что закон делает его свободным, а закон ограждает его свободу, потому что свобода свойственна ему как человеку» [6, с.18], подчеркивает автор.

Различным формам свободы у Чичерина соответствуют и различные области права. Субъективное право определяется им как нравственная возможность, то есть законная свобода действий или требований. Объективное право – это закон, который определяет свободу. Отсюда учёный-государствовед выводит собственное определение права как свободы человека, определяемой законом. При этом он подчёркивает, что область права – это сфера внешней свободы, определяемой общим законом. По Чичерину, право определяет внешние действия, а не внутренние побуждения. Однако он признаёт, что поскольку внешние действия всё-таки зависят от внутренних побуждений, право не может не принимать их в расчёт. Субъективное право является началом основным, а объективное – производным, поскольку источником права вообще служит свобода, а закон определяет и охраняет свободу лица. При этом мыслитель подчёркивал, что если за исходную точку взять не субъективное, а объективное право, то определение права от этого не изменится, поскольку всё положительное право заключается в определении обязанностей и прав индивидов, а следовательно – границ их свободы и вытекающих отсюда отношений. «Общество состоит из лиц, и для всех их в высшей степени важно, чтобы области, предоставленные свободе каждого, были точно разграничены и охраняемы законом, ... в этом и заключается задача права» [4, с.67].

Рассматривая вслед за И. Кантом свободу в качестве единственного прирожденного права личности, составляющего неотъемлемую принадлежность его духовной природы, Б. Н. Чичерин в то же время признает, что это право теряет свою безусловность и неприкасаемость с образованием государства. Свобода, будучи лишь одним из четырех начал человеческого общежития и формальных юридических элементов государства, с неизбежностью ограничивается не только свободой и правами других лиц (закон), но и обязанностями, налагаемыми во имя общего блага политического организма (власть и цель), заключающегося в полном и гармоничном развитии всех общественных элементов. Свобода тем самым достигает своего высшего развития, становясь свободой общественной, определяющей отношение человека к гражданскому обществу и государству, в связи с чем Б. Н. Чичерин считает необходимым в рамках общественной свободы различать гражданскую и политическую. Первая принадлежит лицу в его частной сфере, то есть как члену гражданского общества; вторая принадлежит лицу как члену государства.

Ученым указывается на объективные и многообразные связи человеческого бытия с природным миром, утверждается, что освоение природы человеком должно основываться на знании. Тем самым, отстаивается важнейшая идея о необходимости обретения гармонии природы и деятельности человеческого интеллекта в части рациональной организации материального производства.

Кроме того, Б.Н. Чичериным признаются основными и обстоятельно анализируются такие проявления экономической жизни общества, как экономическое производство, оборот, распределение, потребление, т. е. те процессы, которые и в современной экономической теории рассматриваются в качестве базисных. Анализируя экономическую жизнь общества, Б.Н. Чичерин последовательно отстаивает идеи о необходимости сбалансированного сочетания в материально-экономическом производстве хозяйственной инициативы и свободы частного собственника с элементами взвешенного государственного регулирования и участия государства в экономической жизни общества. Отметим, что такого рода идеи, сочетающие в себе либерально-гуманистические ценности и глубокий прагматический смысл, сохраняют свой конструктивный потенциал и в современном обществе.

Наряду с природными и материальными фундаментальными основаниями бытия общества Б.Н. Чичериным выделяется и исследуется область духовных оснований социума. Философ явно придает особую значимость духовной жизни общества. К базовым духовным интересам общества причислены религия, наука, искусство, нравы, воспитание.

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что, по мнению учёного, главная задача общественного развития – гармоничное соглашениедвух противоположных элементов общежития – общества и личности. Свобода является существенным элементом общежития, но при этом далеко не единственным. В этой связи мыслитель критикует договорную теорию государства. Кроме свободы, подчёркивает правовед, есть ещё обязанности, налагаемые нравственностью, исторические условия и категории общей пользы, или общего блага. Основанное только на свободе общежитие существовать не может. Поэтому сам процесс развития свободы и обеспечения прав личности мыслитель тесно увязывал с развитием государственной власти. Задачи государства не должны ограничиваться только охраной права и общественного порядка. Государство также ограничивает свободу исходя из общих интересов всех членов общества.

Политическая слабость отечественного либерализма компенсировалась высоким теоретическим уровнем его государственно-правовых воззрений. Во многом именно благодаря российскому либерализму оказалось возможным становление отечественного дореволюционного конституционализма с его требованиями господства права в социально-политических отношениях, юридического оформления полномочий и деятельности государственного аппарата, представительного правления, соблюдения законности, предоставления населению гражданских и политических прав и свобод.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1 Грязнова Т.Е. Проблемы свободы, равенства и справедливости в политико-правовом учении Б.Н. Чичерина / Т.Е. Грязнова // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2016. – № 1 (60). – С. 60-64.

2 Кокорев А.С. Б.Н. Чичерин: поборник права и свободы личности / А.С. Кокорев // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2003. Том 9. – № 4. – С. 794-803.

3 Правкин С.А. Философия права и учение о государственно-юридических формах Б.Н. Чичерина /С.А. Правкин, Л.М. Зейналова // Юридическая наука. – 2016. – № 6. – С.39-48.

4 Фролов Г.С. Проблема соотношения категорий «личность», «свобода» и «право» в либеральной политико-правовой мысли (на примере учения Б.Н. Чичерина) / Г.С. Фролов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. –  2011. – № 34. – С. 65-68.

5 Чичерин Б. Н. Философия права. – М.: Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев. – 1990. – 344 с.

6 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч.I. – М.: Тип. Мартыновой, 1882. – 468 с.

7 Чичерин, Б.Н. О народном представительстве. – М.: Тип. Товарищества И.Д. Сытина. – 1899. – 838 с.