Пакшин П. К.
Место учебы:
ФГБОУ НИ МГУ им. Н. П. Огарева, студент юридического факультета
ВЛИЯНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
В 90-Е ГОДЫ
ⅩⅩ ВЕКА
Аннотация. В данной статье исследованы процессы, сопровождающие формирования государственной власти в Республике Мордовия в 90-е годы прошлого века. Автор делает попытку проанализировать влияние Государственного Собрания на установление стабильной системы управления.
Ключевые слова: Государственное Собрание, Республика Мордовия, государственное управление, распад СССР, парламентаризм, федерализм.
Pakshin P. K.
Place of study:
N. P. Ogarev's Mordovia State University, student.
IMPACT OF THE STATE ASSEMBLY ON THE FORMATION
STATE POWER IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA
IN THE 90S ⅩⅩ CENTUR
Abstract.
The processes, accompanying a formation of state authority in the Republic of
Mordovia, have been explored in the article. The author has tried to analyze the
influence of State Assembly on a formation of stable system of a public
administration.
Keywords:
the State Assembly, the
Republic of Mordovia, public administration, collapse of the USSR, parliamentary
system, federalism.
Парламентаризм на территории современной Республики Мордовия имеет довольно богатую историю. Как известно, представительные органы на территории мордовского края получили своё первоначальное развитие в 1864 году [5, c. 8].
Однако наиболее значимые процессы, в которых проявился дух мордовского демократизма, начались в период перестройки. Этот период был ознаменован провозглашением принципов демократизации и гласности, которое вызвало политическое оживление, причём преимущественно в среде интеллигенции, а затем уже и в других социальных стратах. Подобные процессы привели к существенному кризису коммунистической идеологии. Так, из мордовской областной организации Коммунистической партии СССР вышли более двух тысяч человек.
Уже в конце 80-х годов XX века начинают появляться общественные группы, среди которых можно выделить национальные мордовские и саранские (преимущественно русские) организации, носящие в своей идейной основе общедемократическое направление. Демократические процессы привели к созданию движения «Демократическая Россия». Лидером данного движения являлся В. Д. Гуслянников. Данное движение выступало против партийной номенклатуры, власти обкомов и лично Березина, а также выступало за отмену шестой статьи Конституции СССР [3, c. 11].
Дальнейший распад СССР ускорил темпы проводимых реформ. Целью реформ нового государства выступило создание новой правовой идеологии с целью построения демократического общества с рыночным экономическим укладом. Подобное реформирование вызвало множество разногласий и политических столкновений. По итогам политического противостояния между президентом МАССР и Верховным Советом сильнее оказалась законодательная власть республики. Для правого закрепления «статуса победителя» по предложению председателя Верховного Совета Н. В. Бирюкова учредили Конституционный суд Мордовской ССР. Данное действие имело явно выраженный политический характер [8, c. 24]. В. Н. Гуслянников был освобождён от занимаемой должности Президента республики в связи с ликвидацией института президентства [1].
В. Д. Волков заявлял, что устранение поста Президента имело незаконный характер: «Я совершенно ответственно заявляю: институт президентства в Мордовии был упразднён незаконно!»
Конституционные суды РФ и Мордовии, как мы видим, всё же признали правомочность акта отстранения, тем самым приняв политическое, а не правовое решение [7, c. 70].
В сложившейся политической ситуации задачей Государственного Собрания первого созыва послужило приостановление дальнейших распрей. Принятая в результате противостояния президентской и законодательной власти РФ Конституция 1993 года ставила новые задачи перед властью нашей республики. Но не смотря на отдельные положительные аспекты, в 1994 году в самой республике начался процесс острого противостояния между исполнительной и законодательной властью. Данное противостояние нашло своё выражение во взаимном блокировании работы Совета Министров и Верховного Совета.
Сложившаяся ситуация политического кризиса детерминировала необходимость создания нового инструмента государственной власти в нашей республике. Исходя из этой причины, 15 февраля Верховный Совет РМ своими действиями обеспечивает принятие Закона «Об органах государственной власти Республики Мордовия». По причине вступления в силу этого закона далее происходит упразднение Верховного Совета. Затем следует образование новых органов власти в республике – Государственного Собрания и Правительства РМ.
17 февраля 1994 года успешно принимается Закон «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия». Далее 27 ноября 1994 года, и использованием положений этого Закона, проводятся первые выборы депутатов в Госсобрание РМ. В процессе проведения данных выборов, которые были проведены 27 ноября 1994 года, было избрано Государственное Собрание РМ в составе 75 депутатов.
Анализируя произошедшие события спустя годы, стоит отметить, что первые выборы депутатов проводились в условиях серьёзной и довольно жёсткой борьбы. Причиной такой достаточно проблематичной ситуации стало отсутствие желания существенной части населения участвовать в проводившемся голосовании. В результате произошедших событий эти выборы были признаны состоявшимися только на территориях сельской местности по той причине, что там наблюдался высокий процент явки, который составлял выше семидесяти процентов. В то же время, в Саранске явка не превысила и сорока процентов. На тот момент законодательно порог явки составлял пятьдесят процентов и был достигнут лишь в сорока пяти из семидесяти пяти избирательных округов.
Таким образом, кворум в две трети депутатского корпуса не был обеспечен, и, следовательно, Государственное Собрание РМ не имело возможности начать свою деятельность. Однако, в обход принципов демократии и игнорируя «голосование ногами» жителей республики, порог явки был снижен. Выборы были признаны состоявшимися.
В результате данного действия депутатское сообщество раскололось на два лагеря. Первый лагерь оспаривал данный шаг, а другой – активно поддерживал. Сторонники считали, что данное решение способствовало установлению в республике необходимой для дальнейшего развития политической стабильности. В результате созидательной аргументации первый лагерь одержал верх и был поддержан большинством.
24 января 1995 года состоялся первый день работы нового парламента Мордовии. На первой сессии в качестве Председателя Госсобрания РМ была поддержана кандидатура Н. И. Меркушкина, в то время как главный оппонент Меркушкина – Николай Бирюков потерпел поражение.
Именно с этого момента Государственное Собрание РМ оказывает наибольшее влияние на формирование системы государственной власти в республике. Под контроль берутся издания «Мокшень правда», «Эрзянь правда», «Мордовия» и «Известия Мордовии», которые теперь становятся официальными источниками опубликования. В результате ключевыми фигурами становятся «новая политическая элита» – Николай Меркушкин и Владимир Волков. Изменяется и политическая ориентация – основным направлением политики становится сотрудничество с центром с целью получения средств из федерального бюджета для повышения уровня жизни жителей республики.
В дальнейшем Государственное Собрание Республики Мордовии оказало существенное влияние на систему государственной власти в республике, приняв Законы «Об органах государственной власти в Республике Мордовия», «О Регламенте Государственного Собрания Республики Мордовия», «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия», «О комитетах и комиссиях Государственного Собрания Республики Мордовия», «О Конституционном Собрании Республики Мордовия», «О референдуме Республики Мордовия».
В дальнейшем депутатский корпус первого созыва своими действиями обеспечил заложение правовой основы с целью создания условий для сохранения и для равноправного развития государственных языков в Мордовии. 24 апреля 1998 г. Госсобрание обеспечило принятие Закона «О государственных языках в Республике Мордовия». Данный закон устанавливал статус государственного за русским и мордовскими (мокшанским, эрзянским) языками. Таким образом, Госсобрание РМ заложило созидательную основу дальнейшего развития республики [6, c. 15].
Огромную роль Государственное Собрание РМ сыграло в принятии Конституции РМ 1995 года. Так, 27 июля 1995 г. был принят Закон «О Конституционном Собрании Республики Мордовия». В данном законе закреплялось установление компетенций, устанавливался порядок деятельности Конституционного Собрания, а также порядок принятия Конституции Мордовии и избрания Конституционным Собранием Главы РМ.
Созданное Конституционное Собрание осуществляло свою деятельность открыто и гласно. Открывал и вёл заседания Председатель Конституционной комиссии. Решения принимались открытым голосованием.
Проект Конституции был результатом совместной работы членов Конституционной комиссии и органов государственной власти, экспертов. Конституционная комиссия образовывалась согласно Постановлению Государственного Собрания от 31 января 1995 года [2]. После окончания всех предварительных процедур согласования Конституционная комиссия представила на рассмотрение Государственного Собрания РМ основной вариант проекта республиканской конституции. Исходя из этого, всенародное обсуждение тогда было объявлено с 31 января по 20 сентября 1995 года [9, c. 499].
В настоящее время роль Государственного Собрания РМ заключается в обеспечении консолидации общества, активном содействии федеральному центру в процессе формирования правового государства. Госсобрание содействует созданию надёжной правовой основы для процессов во всех сферах общества. За годы работы Государственным Собранием РМ была заложена основа для создания жизнеобеспечения во всех направлениях экономики. По итогам работы укреплена социальная сфера, выстроена современная система нормативно-правовой базы. Государственное Собрание Республики Мордовии может выступать ярким примером накопления богатого опыта плодотворного взаимодействия законодателей с другими ветвями государственной власти, а также институтами гражданского общества и рядовыми гражданами [4, c. 11].
С самого начала работы Государственное Собрание РМ ставило своей целью улучшение качества жизни населения. За принятием каждой из законодательных норм стояла задача консолидировать общество вокруг идеи процветания. Грамотная законодательная база позволила обеспечить высокие темпы экономического роста и вывела Мордовию из затруднительного экономического положения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Закон Мордовской Советской Социалистической Республики
от 7 апреля 1993 года № 875-XII «Об упразднении постов Президента и
вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию
(Основной Закон) Мордовской ССР»: [Электронный ресурс] // Техэксперт. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/461700123
2. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия
от 31 января 1995 г. № 26-I «Об образовании Конституционной комиссии
Республики Мордовия»: [Электронный ресурс] // Российские законы. – Режим
доступа: https://zakon-region3.ru/2/126558/
3. Абрамов В. К. Борьба за власть в Мордовии на рубеже 1980-1990 годов / В.К.
Абрамов // Наука, 2019. – № 1 (13). – С. 9-28.
4. Бочкарева С. В. Структура Государственного Собрания Республики Мордовия VI
созыва / С. В. Бочкарева // Социально-политические науки, 2018.– № 6– С. 13-20.
5. Изергина Н. И. Государственное Собрание Республики Мордовия: из истории
парламентаризма. / Н. И. Изергина, В. П. Изергина. –
Саранск: Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарёва, 2014. – 292 с.
6. Изергина Н. И. Роль Государственного Собрания Республики Мордовия первого
созыва (1995-1999) в развитии региона / Н. И. Изергина,
В. П. Изергина
// Гуманитарий, 2015. – №1 (29). – С. 10-18.
7. Костаманин К. Николай Меркушкин: известный и неизвестный: (Портрет на фоне) /
К. Костаманин. – Саранск: Красный Октябрь, 2002.
– 261 с.
8. Лезина Е. П. Президентская республика в Мордовии (конец 1991-первая половина
1993 г.) / Е. П. Лезина // Социально-политические науки, 2014. – № 4. – С.
22-26.
9. Пакшин П. К. Конституция Республики Мордовия: особенности принятия, внесения
изменений и перспективы развития / П. К. Пакшин // Материалы XXIII
научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов МГУ им.
Н. П. Огарёва в 3 частях. – Саранск: Изд-во МГУ им. Н.П. Огарёва, 2019. – С.
497-501.