Драгунова С.А.
Место работы: ФГБОУ
ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.
П. Огарёва», к.э.н., доцент, кафедра международного и европейского права
Седашкина Т.И.
Место работы: ФГБОУ
ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.
П. Огарёва», к.э.н., доцент, кафедра международного и европейского права
Охрана традиционных выражений культуры в РФ: реальность и перспективА
Аннотация. В статье рассматриваются
вопросы охраны традиционных выражений культуры: разрабатываемая концепция ВОИС,
международно-правовые основы формирования системы охраны фольклора, подход РФ к
охране выражений народного творчества, а также возможные пути для его более
эффективного применения.
Ключевые слова: традиционные
выражения культуры, фольклор, авторское право, коренные малочисленные народы
PROTECTION OF TRADITIONAL
CULTURAL EXPRESSIONS IN
Abstract.
The article deals with the protection of traditional cultural expressions: the
concept, developing by WIPO, the international legal base for the system of a
folklore protection, the approach of the
Keywords:
traditional cultural expressions, folklore, copyright, indigenous peoples
Термин «традиционные выражения культуры» все активнее
используется юридическим сообществом благодаря его продвижению со стороны ВОИС.
По сути, традиционные выражения культуры эквивалентны выражениям фольклора: они
разрабатываются и сохраняются самой общиной либо ее представителями и включают в
себя выражения действием, музыкальные выражения, устные выражения, выражения в
материальной форме[1].
Основной целью охраны традиционных выражений культуры является извлечение
материальной выгоды от использования произведений фольклора.
Выгодоприобретателями при этом должны являться хранители традиционных выражений
культуры - как правило, это коренные малочисленные народы.
В России под коренными
малочисленными народами понимаются народы, проживающие на территориях
традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни,
хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации
менее 50 тысяч человек и осознающие себя
самостоятельными этническими общностями[2].
Согласно единому перечню,
утвержденному постановлением
Правительства РФ, в нашей стране насчитывается 47 коренных малочисленных
народов, которые могут выступать в качестве потенциальных бенефициаров при
установлении правовой охраны объектов ТВК[3].
Между тем, реализация концепции охраны традиционных
выражений культуры сталкивается с рядом трудностей, прежде всего, с
непроработанностью правовых механизмов охраны фольклора как на национальном, так
и на международном уровне. Так, в рамках разрабатываемой ВОИС концепции охраны
ТВК нечетко обозначен круг объектов, подлежащих охране, не выделены их
специфические характеристики. Зачастую во многих документах ВОИС ТВК
отождествляются с фольклором, однако при этом в рамках тех же документов к ТВК
причисляют и базирующиеся на традиционной культуре современные охраноспособные
объекты авторского права. Кроме того, сложным является вопрос и о субъектах
охраны ТВК. Например, как должна распределяться прибыль между ними? Здесь же
встает вопрос о том, будет ли предоставляться правовая охрана только выражениям
фольклора коренных малочисленных народов или же фольклору любой традиционной
общины. В зависимости от того, как будет решен данный вопрос, к субъектам
правовой охраны необходимо будет относить либо коренные малочисленные народы,
либо традиционные общины в целом. Также необходимо сформулировать общие цели и
объем охраны, поскольку неясно, должна ли охрана быть сосредоточена на
уважительном использовании элементов фольклора или же на получении прибыли для
общин-хранителей ТВК. Кроме того, серьезной проблемой является осуществимость
охраны: будут ли результаты (например, сохранение ТВК или защита от
неправомерного использования) оправдывать введение новых механизмов?
В
Наша страна является участником следующих
международных соглашений, обеспечивающих охрану прав на традиционные выражения
культуры: Бернская конвенция об охране литературных и художественных
произведений; Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ,
В 2000 году государствами-членами ВОИС был учрежден
Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим
ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (МКГР).
С 2009 года в рамках МКГР ведется работа по созданию «международного правового
документа» (или документов), предоставляющих охрану традиционным знаниям,
генетическим ресурсам и ТВК. Форма указанного международного документа до
настоящего времени не определена и может варьироваться от рекомендации
государствам-членам ВОИС до официального договора, который стал бы обязательным
для стран, решивших ратифицировать его. Согласно Мандату МКГР на 2020-2021 гг. к
октябрю
Однако, несмотря на принятые меры, охрана ТВК в
качестве объектов интеллектуальной собственности в настоящее время является в
первую очередь задачей национальных правительств. Так, возможными
вариантами обеспечения охраны ТВК на национальном уровне являются либо
использование уже существующих законов и правовых систем в сфере ИС; либо
расширение и адаптация существующих прав ИС с их ориентацией на ТВК, либо
использование новой самостоятельной системы sui generis, специально
разработанной для ТВК.
В Российской Федерации в соответствии с п.6 ст. 1259 ГК РФ произведения
народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов, не являются
объектами авторских прав. Права на ТВК охраняются в качестве смежных (признаются
и охраняются права исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного и
кабельного вещания, составителей баз данных, а также публикаторов). Каждая из
вышеперечисленных мер не защищает напрямую интересы традиционных общин, из
которых происходит фольклор, а, скорее, предоставляет права исполнителям
фольклорных произведений, авторам, составителям баз данных, независимо от того,
являются ли они членами традиционных сообществ или нет.
Также для охраны ТВК в РФ используются такие
механизмы, как авторское право, сертификационные, коллективные, товарные
знаки, географические указания. Например, произведения литературы и искусства,
созданные в результате переработки фольклора, могут охраняться как
самостоятельные объекты авторского права. Законодательство о копирайте
предусматривает ряд эффективных инструментов для охраны объектов авторского
права от несанкционированного использования, в частности, незаконного
воспроизведения, переработки, публичного исполнения, эфирного вещания и иных
способов доведения до всеобщего сведения. Также авторско-правовое
законодательство способно предоставить защиту от оскорбительного использования
произведения – данный вопрос является остро-насущным в отношении традиционных
выражений культуры.
Изделия местных промыслов могут охраняться положениями о промышленном дизайне, а
также при помощи товарных знаков. Ряд продуктов, производство которых связано с
определенной местностью, может выпускаться под эгидой географических указаний.
Также в качестве географических указаний могут охраняться коренные и
традиционные названия, обозначения и символы.
Кроме того, в некоторых случаях, как показала практика, в рамках охраны ТВК
может быть полезным законодательство о недобросовестной конкуренции, а также
законы о торговой практике и о нанесении маркировки (например, в случаях, когда
сувенирная продукция, изготовленная некачественно, ненадлежащим образом,
содержит ложную маркировку, указывающую на ее якобы аутентичное происхождение и
вводящую в заблуждение потребителей).
Таким образом, теоретически в Российской Федерации существуют необходимые
правовые предпосылки и возможности для формирования системы охраны ТВК. Однако
при всем этом возникает вопрос в оправданности и перспективности такой системы.
С одной стороны, предоставление правовой охраны выражениям фольклора коренных
малочисленных народов РФ позволит сформировать дополнительную финансовую
поддержку для таких народов за счет извлечения прибыли от эксплуатации их
выражений культуры. Однако с другой стороны признание ТВК в качестве
охраноспособных объектов вынудит существенно пересмотреть устоявшуюся систему
охраны авторских прав в РФ, и негативные последствия от такого пересмотра вполне
могут перечеркнуть потенциально позитивные. Только тщательный анализ всех плюсов
и минусов позволит сделать взвешенный вывод о необходимости внедрения системы
охраны традиционных выражений культуры в Российской Федерации.
Литература:
1.
Федеральный закон от
30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/ (дата обращения:
13.09.2021)
2. Постановление Правительства
РФ от 24 марта
3. Интеллектуальная собственность и традиционные выражения культуры /фольклор.
Брошюра №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/tk/913/wipo_pub_913.pdf (дата
обращения: 24.07.2021)
4. Отчет о работе Межправительственного комитета
по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и
фольклору (МКГР), 59-ая серия заседаний, 30 сентября – 9 октября
[1]
Интеллектуальная собственность и традиционные
выражения культуры /фольклор. Брошюра №1.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/tk/913/wipo_pub_913.pdf
(дата обращения: 24.07.2021)
[2]
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от
13.07.2020) "О гарантиях прав коренных
малочисленных народов Российской Федерации"
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/
(дата обращения: 13.09.2021)
[3]
Постановление Правительства
РФ от 24 марта
[4]
Отчет о работе Межправительственного комитета по
интеллектуальной собственности, генетическим
ресурсам, традиционным знаниям и фольклору
(МКГР), 59-ая серия заседаний, 30 сентября – 9
октября