ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В РФ
Сульдина Алина Федоровна
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарева», магистрант кафедры теории и истории государства и права
юридического факультета
Аннотация:
В данной научной статье автор рассматривает вопросы применения международных
договоров в Российской Федерации в условиях современной действительности.
Ключевые слова:
Конституция, международный договор, ратификация, опубликование, применение норм,
национальное законодательство.
APPLICATION OF INTERNATIONAL TREATIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Syldina Alina Fedorovna
Annotation:
In this scientific article, the author examines the issues of the application of
international treaties in the Russian Federation in the conditions of modern
reality.
Keywords:
Constitution, international treaty, ratification, publication, application of
norms, national legislation.
Сложившаяся в течение последних лет геополитическая ситуация в значительной
степени актуализировала анализ конституционной модели соотношения
внутригосударственного и международного права. В связи с чем возникла
необходимость дать ответы на вопросы об обязательности исполнения Российской
Федерацией решений международных организаций, о соотношении норм международного
права и Конституции РФ, об обеспечении баланса между выполнением Россией своих
международных обязательств [1, с. 49].
Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила положение о том,
что международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы
государства. Вместе с тем она не определила их место в системе источников
национального (в т. ч. конституционного) права, а также и перечень условий их
применения [2, с. 72].
Между тем международные договоры не могут применяться непосредственно в
Российской Федерации без соответствующего указания в нормах национального
законодательства.
В Российской Федерации международные договоры закреплены в российском
законодательстве «конституционным методом», т. е. они стали частью российской
правовой системы после ратификации в соответствии с чч. 3, 4 ст. 15 Конституции
РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации
международные договоры Российской Федерации являются «неотъемлемой частью ее
правовой системы» наряду с общепринятыми принципами и нормами международного
права. Эти элементы, указанные в Конституции, могут быть непосредственно
применены к регулированию внутренних отношений. По сути, это положение
Конституции уже установило определенную формулу взаимодействия международного
права и внутреннего законодательства России.
Исходя из части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, можно сделать
вывод, что ни нормы международного права, ни нормы внутреннего права не могут
существовать как отдельные правовые системы. Они не обладают самостоятельностью
и не могут применяться «без взаимного согласия».
Так, согласно пункту 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации,
международные договоры Российской Федерации, не соответствующие Конституции
Российской Федерации, не подлежат вступлению в силу и применению.
Кроме того, Конституция Российской Федерации предусматривает преимущество
функционирования международных договоров в Российской Федерации, когда они
устанавливают правила поведения, отличные от тех, которые установлены
законодательством Российской Федерации.
Основной закон России разрешает неисполнение решений «межгосударственных»
органов, которые противоречат Конституции. Интересно обратить внимание, что
такого рода противоречия должны быть не любыми, а только противоречиями «в
истолковании» соответствующих международных договоров. Данная формулировка
несколько туманна и потому может вызывать различное понимание.
Статус международных договоров в системе федерального законодательства
предусмотрен не только в Конституции, но также и ст. 5 Федерального закона «О
международных договорах Российской Федерации», ч. 2 ст. 7 Гражданского кодекса
Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, ч. 3 ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации,
согласно которым международные договоры находятся на уровне федеральных
законодательных актов, обладая приоритетом в случае конфликта норм российского и
международного права.
Среди комплекса правовых актов, которые ориентируют судебные органы на
применение международных договоров в своей деятельности, можно выделить
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе
Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г.
«Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс
и др.
Обязательность применения международных договоров подтверждена и постановлениями
Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О
международных договорах Российской Федерации» международный договор «подлежит
выполнению с момента вступления его в силу».
Сегодня вопрос официального опубликования международного договора, задачей
которого является предоставление информации о его вступлении в силу, стоит
достаточно остро.
Публикация является организационно-правовой мерой, обеспечивающей выполнение
международного соглашения. Это не является неотъемлемой частью процесса
получения обязательной юридической силы и, следовательно, не влияет на него.
Принимая условия договора, государство тем самым берет на себя определенные
обязательства и, обнародовав их, постепенно распространяет эти обязательства на
граждан.
На сегодняшний день в законодательстве наблюдается ошибка, которая выражается в
отсутствии официально установленного порядка опубликования международных
договоров.
Для решения этой проблемы законодателю необходимо усовершенствовать процедуру
официального опубликования международных договоров, то есть, по сути,
отрегулировать все процедуры Министерства иностранных дел Российской Федерации,
создавая для этого специальный административный регламент. Это поможет избежать
неопределенности в отношении применимости или неприменимости международных
договоров.
В целом следует отметить, что прямое применение международных договоров
Российской Федерации имеет большое практическое значение в устранении коллизий в
праве, что позволяет эффективно реализовывать гарантии защиты прав и интересов
физических и юридических лиц.
В то же время, независимо от того, как будет установлен их приоритет в некоторых
случаях, в случае возникновения противоречий между Конституцией Российской
Федерации и международными нормами Конституция России займет доминирующее
положение как в споре, так и в иерархии правовой системы, поскольку она отражает
государственный суверенитет, направление национальной политики и выражает волю
государства.
Литература
1.
Абдурахманова И.В. К вопросу о соотношении норм Конституции Российской Федерации
и международного договора в новой редакции Основного закона / И.В. Абдурахманова
// Совершенствование конституционно-правовых механизмов организации публичной
власти в современной России: общественный диалог. VII Донской юридический форум:
Сборник материалов Национальной научно-практической конференции. Азов:
Азов-Принт, 2020. С. 49-56.
2.
Кривошеев Е.В. Конституционно-правовые условия применения международных
договоров Российской Федерации / Е.В. Кривошеев // Юридические исследования;
учредители: Даниленко Василий Иванович: Москва, 2021. № 8. С. 72-83.