ОСТАНКОВ Д.Б., ПЕРКИНА К.В.

ОСТАНКОВ Д.Б.,  к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск

ПЕРКИНА К.В.,   магистрант кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,. Г. Саранск

 

РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ РФ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

 

Аннотация. В настоящей статье представлено мнение автора о влиянии измененной Конституции РФ на взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Так, в ходе исследования поднимаются вопросы о самостоятельности местного населения в муниципальном образовании при решении структуры органов местного самоуправления. Также рассматривается двухуровневая система местного самоуправления. Кроме того, в статье отмечаются нововведения относительно определения местного самоуправления к органам публичной власти. В связи с этим поднимается проблема взаимодействия либо подчинения органам государственной власти. В процессе рассмотрения данной темы, автор исследует проблему ликвидации муниципальных поселений. Поднимаются вопросы назначения органами государственной власти должностных лиц органов местного самоуправления. В ходе анализа автор приходит к выводу о кризисе в самостоятельности местного самоуправления.

Ключевые слова: Конституция РФ, Российская Федерация, местное самоуправление, органы местного самоуправления, органы публичной власти, органы государственной власти, власть, взаимодействие, роль, изменения в Конституции, муниципальное образование, муниципальное поселение.

 

THE ROLE OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES

 

Annotation. This article presents the author's opinion on the impact of the amended Constitution of the Russian Federation on the interaction between state authorities and local self-government bodies. Thus, in the course of the study, questions are raised about the independence of the local population in the municipality when solving the structure of local self-government bodies. A two-tier system of local self-government is also being considered. In addition, the article notes innovations regarding the definition of local self-government to public authorities. In this regard, the problem of interaction or subordination to state authorities is raised. In the process of considering this topic, the author explores the problem of liquidation of municipal settlements. The issues of appointment by state authorities of officials of local self-government bodies are raised. In the course of the analysis, the author comes to the conclusion about the crisis in the independence of local self-government.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, the Russian Federation, local self-government, local self-government bodies, public authorities, state authorities, power, interaction, role, amendments to the Constitution,  municipal formation, municipal settlement.

 

В Послании Федеральному Собранию страны от 15 января 2020 года Президентом РФ В.В. Путиным было предложено установить в Конституции РФ принципы единой системы публичной власти для того, что построить наиболее эффективное взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Кроме того, он отметил, что полномочия и возможности органов местного самоуправления, наиболее приближенных к людям, должны быть расширены и укреплены [4].

В целях реализации указанных положений посредством Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [1] в Основной закон страны были внесены изменения, которые вступили в законную силу 04 июля 2020 года, то есть в момент официального оглашения результатов проведенного референдума. В соответствии с измененной Конституции РФ органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти включены в единую систему публичной власти в России. Такое положение призвано наиболее эффективно осуществлять решение вопросов для интересов населения, которое проживает на конкретной территории. На основании ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ осуществляет согласованное функционирование и взаимодействие тех органов, которые находятся в составе системы публичной власти [2].

Глава 8 Конституции РФ посвящена местному самоуправлению, и она с момента принятия в 1993 году Основного закона до сегодняшнего дня ни разу не подвергалась изменения. Стоит отметить, что после внесенных в Конституции РФ поправок, единственное положение, которое осталось без изменения, – это статья 130 данного закона. Остальные три статьи претерпели изменения посредством добавления в них отдельных частей или корректировки содержания.

Рассмотрим некоторые изменения более подробно.

В ст. 131 Конституции РФ была добавлена части 1.1 и 3, кроме того, внесены корректировки в часть 1. Так, теперь местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых установлены федеральным законом. В данном случае речь идет о Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5]. Для сравнения в предыдущей редакции было закреплено, что местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, а также на других территориях.

С одной стороны, вышеописанные изменения вроде бы являются несущественными, так как в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены виды муниципальных образований, на которых осуществляется местное самоуправления, куда включены и городские, и сельские поселения.

Теперь отметим иную сторону. В раннее изложенной версии Конституции РФ конституционно закреплялась двухуровневая система организации местного самоуправления. Однако, в настоящее время, если из ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» будет исключен поселенческий уровень, то двухуровневая система местного самоуправления перестанет существовать. К такому положению приводит преобразование муниципальных образования посредством объединения поселения с муниципальным округом, при этом первое перестает самостоятельно существовать. Таким образом, то, что не закреплено в Конституции РФ, исключается с помощью соответствующего изменения в федеральном законе.

Существует немало аргументов для существования двухуровневой системы местного самоуправления. Например, поселенческий уровень наиболее приближен к местным людям, в связи с чем наиболее эффективно разрешаются вопросы местного значения на местах.

На сегодняшний день существует проблема ликвидации поселенческого уровня, выраженная в том, что население определенного поселения фактически лишено в участии в процессе преобразования в связи с тем, что только представительный орган разрешает вопрос об объединении муниципальных образований. Но стоит отметить, что в случае преобразования, а также ликвидации муниципального образования, являющегося самостоятельным субъектом публичной власти, подобный вопрос должен разрешаться непосредственно прямым волеизъявлением конкретного муниципального образования.

На этот счет в Определении Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2019 года № 2955-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т.М. Павловой на нарушение ее конституционных прав ч. 3 ст. 13 и ч. 4 ст. 29, а также ч. 3 ст. 43 во взаимосвязи с ч. 1, 4 и 5 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] особое мнение высказали А.Н. Кокотов и Н.С. Бондарь, которые указали, что на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации не существуют и надлежащим образом не оформлены права населения, которое проживает не территории местного самоуправления, находящегося в стадии укрупнения муниципальных образований, при том, что локомотивом экономического развития нашей страны в условиях санкционных мероприятий является сельское хозяйство.

Подобные объединения органами субъектов РФ объясняются сокращением аппарата чиновников в целях эффективного взаимодействия регионального и муниципального уровней власти.

Однако, считаем, если принимать данный факт, а также преобразования относительно назначения главы муниципального образования, то можно отметить некий кризис местного самоуправления, являющегося формой организации власти народом.

Что касается части назначения главы муниципального образования, то следует сказать, что в ч. 1.1 ст. 131 Конституции РФ закреплено право органов государственной власти на участие в формировании органов местного самоуправления посредством назначения и освобождение от должностей должностных лиц органов местного самоуправления. Таким образом, указанное положение поставило точку в дискуссии о централизованности местного самоуправления. Внесенная поправка отнесла органы местного самоуправления не только к публичной власти, но и поставила в структуру российской государственности. При этом в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ установлена самостоятельность населения при определении структуры органов местного самоуправления. Странное соотношение формулировок двух частей одной статьи, из которого следует вывод, что население и местное самоуправления ограничены в своей самостоятельности.

Но примерно подобное положение действует еще с 2014 года, когда федеральным законодательством сокращены выборы в органы местного самоуправления. С этого же момента местное самоуправление встает в вертикальную линию государственной власти.

Таким образом, можно сделать вывод, вышеуказанные положения говорят о кризисе в местном самоуправлении в Российской Федерации, об его установлении в одну вертикальную линию государственной власти. Оговоренное взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, закрепленное в ч. 3 ст. 132 Конституции РФ, указывает скорее на управленческое воздействие, где последнее подчиняется органам государственной власти. Описанное положение вещей не ново и свойственно как российскому менталитету, так и истории России, однако, не говорит о народном представительстве в качестве идеального образа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. ст. 1416.

2.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 4 июля.

3.     Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2019 года № 2955-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т.М. Павловой на нарушение ее конституционных прав ч. 3 ст. 13 и ч. 4 ст. 29, а также ч. 3 ст. 43 во взаимосвязи с ч. 1, 4 и 5 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Сайт URL: http://www.ksrf.ru.

4.     Послание Президента Федеральному собранию // Российская газета. 2020. 16 января.

5.     Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. ст. 3822.