ПОЛОЗОВ Е. Н.

 

            Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», магистрант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета.

 

ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы, связанные с проблематикой суверенитета государства в условиях современной цивилизации. Автор приходит к выводу о том, что одной из наиболее опасных тенденций международных отношений выступает неприкрытое стремление ограничить суверенитет того или иного государства посредством явно высказываемых угроз введения экономических санкций и иных ограничительных мер.

Ключевые слова: суверенитет, ограничение суверенитета, внешнее вмешательство, санкции, экономический суверенитет. 

 

PROBLEMS OF STATE SOVEREIGNTY IN THE MODERN WORLD

 

Abstract: the article deals with issues related to the problems of state sovereignty in the conditions of modern civilization. The author comes to the conclusion that one of the most dangerous trends in international relations is an undisguised desire to limit the sovereignty of a state through explicitly expressed threats of economic sanctions and other restrictive measures.

Keywords: sovereignty, limitation of sovereignty, external interference, sanctions, economic sovereignty.

 

Термин «суверенитет» происходит от франц. «souveraineté», означающего «верховная власть, верховенство, господство».

Применительно к государству «суверенитет» означает, что данное государство проводит самостоятельную внешнюю политику, в которой руководствуется в первую очередь национальными интересами, кроме того, государственная власть обладает полным верховенством во внутренних делах, иными словами, «господством» во внешней и внутренней политике обладают именно собственные, национальные интересы, которые и обеспечиваются государством в лице соответствующих органов.

В науке суверенитет государства рассматривается как система политико-правовых отношений, норм и факторов, выражающих способность власти и государства обеспечить свою самостоятельность, независимость и территориальную целостность [6, C. 24.], как верховное, неотчуждаемое право государства независимо от какого-либо иного государства или межгосударственного образования решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая при этом законность и общепризнанные нормы международного права [5, C. 92.].

Следует отметить, что большинство современных государств формально являются суверенными, число стран, которые законодательно определены как ассоциированные, зависимые, обладающие ограниченными суверенитетом, крайне мало.

Например, таковой выступает Пуэрто-Рико, которое именуется «свободно ассоциированным государством» (исп. - Estado Libre Asociado de Puerto Rico), и находится под внешним управлением США, обладая при этом определенной внутренней автономией.

К зависимым и ассоциированным относится ряд небольших «островных» государств Карибского региона, Океании.

Интересны и характеристики суверенитета Боснии и Герцеговины - Конституция этого государства является Приложением № 4 к «Дейтонскому соглашению» [1], подписанному не только президентами Боснии и Герцеговины, но и президентами Хорватии и Югославии, иными словами, Основной закон Боснии и Герцеговины является приложением к международному договору, подписанному главами соседних государств.

Тогда же, в 1995 году, была учреждена существующая до настоящего времени должность Верховного Представителя по Боснии и Герцеговине (High Representative for Bosnia and Herzegovina), наделяемого полномочиями Организацией Объединенных Наций.

Помимо прочего, Верховный Представитель при разногласиях властей «энтитетов» (субъектов федерации, которой является Босния и Герцеговина по форме государственного устройства) вправе принимать временные решения, обязательные для исполнения, отменять решения боснийских органов власти и даже законодательные акты, отстранять должностных лиц органов управления и др [3, C. 154.].

Иными словами, явно наличествуют признаки, указывающие на легальное ограничение суверенитета Боснии и Герцеговины – государственная власть не является здесь «верховной».

Вместе с тем, помимо государств, ограничение суверенитета которых закреплено законодательно (например, международными договорами), существуют и государства, которые, формально обладая полным суверенитетом, фактически ограничены в его реализации в силу внешнеполитических или внутригосударственных факторах.

Так, например, в 2022 году власти Республики Сербия, традиционно дружественного России государства, на уровне Организации Объединенных Наций неоднократно принимали решения, направленные против Российской Федерации и, по сути, идущие вразрез с интересами Сербии, руководство которой неоднократно указывало на «особый, братский» характер отношений Москвы и Белграда.

В частности, представители Республики Сербия в ООН поддержали приостановление членства России в Совете по правам человека при ООН, голосовали за резолюцию ООН, которая осудила проведение референдумов в т.н. «Новороссии» в конце сентября 2022 года.

При этом Президент Сербии А. Вучич в интервью средствам массовой информации прямо заявлял о том, что такие внешнеполитические действия явились следствием «шантажа санкциями» со стороны США и Европейского Союза, европейские чиновники также неоднократно прямо заявляли о том, что в случае проведения «пророссийской политики» Сербия может быть подвергнута суровым санкциям [2].

Таким образом, налицо явное противоречие между действительными интересами государства и реалиями его внешней политики – объективное стремление Республики Сербия к выстраиванию стабильно дружественных отношений с Россией сталкивается с необходимостью принимать под давлением практические решения, идущие вразрез с объективными потребностями сербской политики.

Иными словами, здесь проявляется фактическое ограничение суверенитета государства, на фоне того, что его руководитель прямо указывает на то, что внешнеполитические решения принимаются под воздействием «шантажа», и сами субъекты, такой «шантаж» осуществляющие, как минимум это не отрицают.

В данном случае нельзя не согласиться с Н.Ю. Жуковской, что суверенитет не следует рассматривать как объективную данность, возникающую в связи с существованием формально независимого государства. Реальное содержание государственного суверенитета наполняется не столько юридической, сколько экономической, социальной, политической и иной, реально существующей материей [4, C. 87.]. 

Иными словами, суверенитет государства недостаточно декларировать, он должен быть наполнен конкретным содержанием, позволяющим этот суверенитет обеспечить.

Например, Республика Сербия географически расположена в окружении стран Евросоюза и НАТО, а также государств, пусть и не входящих в указанные образования, но в них стремящихся. Сербия не имеет выхода к морю, собственных энергетических ресурсов, все пути транспортировки которых (в том числе из России) пролегают через страны Евросоюза.

Таким образом, несмотря на декларированный и объективно востребованный суверенитет во внешней политике, в силу отсутствия «наполнения» государственного суверенитета экономико-энергетической независимостью, Сербия вынуждена принимать решения под принуждением, т.е. ограничивать свое суверенное право на самостоятельные действия во внешней политике.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что одной из наиболее опасных тенденций международных отношений выступает неприкрытое стремление ограничить суверенитет того или иного государства посредством явно высказываемых угроз введения экономических санкций и иных ограничительных мер. Противостоять такому стремлению способы только те государства, суверенитет которых «наполнен» экономической, социальной и т.д. материей. Соответственно, для обеспечения государственного суверенитета необходима грамотная внутренняя политика, направленная на придание стабильности и устойчивости экономической, социальной, политической сферам.

  

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, подписано в Париже 14.12.1995 // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/constitution.pdf.

2. Вучич объяснил голосование против России в ООН «шантажом Запада» // Известия.  – 2022. – 8 апр.

3. Гумерова Т.М. Система исполнительной власти в Боснии и Герцеговине / Т.М. Гумерова // NOVAINFO.  – 2019. –  № 4. – С. 153-157.

4. Жуковская Н.Ю. Государственный суверенитет и диалектика его эволюции в современных условиях // Н.Ю. Жуковская // Международное право и международные организации.  – 2021. –           № 6. – С. 85-91.

5. Овчинников В.А. Суверенитет как государственно-правовое явление / В.А. Овчинников // Управленческое консультирование.  – 2019. –  № 5. – С. 91-96.

6. Серов Е.А. Понятие и особенности суверенитета государства в его историческом генезисе: диссерт...канд. юрид.наук. –  СПб., 2017. – 231 с.