ОБРЯДЫ СВАДЬБЫ У МОРДВЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
МОКШИНА Е. Н.,
доктор исторических наук, профессор
кафедры истории России МГУ им. Н. П.
Огарёва
Свадьба и связанные с ней обычаи и обряды до сих пор остаются важнейшей сферой в
жизни этноса. Они, конечно, во многом обусловлены опытом и традициями предыдущих
поколений, однако и новации все смелее заявляют о себе.
Наиболее распространенным типом свадьбы у мордвы на современном этапе становится
«банкетная», которая дополняется, особенно на селе, традиционными элементами.
Прежде всего, надо отметить, что,
свадебный ритуал сохранил присущую традициям предыдущих эпох структуру,
включающую три этапа – предсвадебный, свадебный и послесвадебный, хотя их
содержание значительно изменилось. Существенно перераспределились функции
основных свадебных персонажей. Так, главным действующим лицом современного
свадебного обряда часто является «тамада», выступающий в роли ее организатора и
руководителя.
В связи с тем, что многие вступающие в брак предпочитают торжественную
регистрацию в Доме культуры или во Дворце бракосочетания, день регистрации брака
а, значит, день проведения свадебного торжества определяется этим учреждением в
соответствии с очередностью регистрирующих брак. Именно поэтому сегодня
достаточно часто встречаются случаи, когда подача заявления предшествует
сватовству.
В
силу того, что молодые предварительно сами договорились о женитьбе, сватовство
как обязательный обряд свадебного ритуала приобретает во многом символический
характер. Жених и его наиболее близкие родственники приходят в дом невесты,
чтобы обсудить срок свадьбы, размеры расходов с обеих сторон, хотя некоторые
элементы традиционного сватовства при этом сохраняются. Например, сваты, как и
прежде, садятся под матицу, ведут разговор в аллегорической форме.
После сватовства следует еще одна или несколько встреч роднящихся семей.
Варьируются их количество и названия. Например, во многих местах традиционный
термин, обозначающий у мордвы сватовство – «ладямо» (э.), «ладяма» (м.), заменен
общероссийскими – «помолвка» или «запой».
Из предсвадебных обрядов довольно стойко сохраняется традиция приготовления
невестой подарков родственникам жениха. По традиции родители невесты должны
приобрести ей свадебное платье, хотя в настоящее время начинает распространяться
противоположная тенденция, что его должен купить или дать на него деньги жених.
В предсвадебной обрядности довольно прочно бытует обычай
«знакомства» родственников невесты с хозяйством
жениха, который наполнен большим
количеством шуток, смеха и различных розыгрышей. Сохраняется в современной
свадьбе и традиция проводить накануне дня заключения брака прощальный вечер у
невесты. Если раньше на него традиционно приходили замужние родственницы,
которые приносили с собой кашу и подарки невесте от своих мужей, то теперь в
этот вечер у невесты устраивается небольшая вечеринка, на которой главную роль
играют подруги невесты.
В день свадьбы по-прежнему обязательным является обряд благословления родителями
невесты с использованием традиционных атрибутов – хлеба и иконы. Соблюдается и
традиция применять различные обереги, преимущественно иголки и булавки, которые
втыкают в одежду молодых. Еще М. Е. Евсевьев отмечал: «Мордва в высшей степени
суеверна. Всякое растройство молодых во время свадьбы приписывает действию
колдунов и нечистой силы». Подобные суеверия бытует до сих пор [1]. Собранную
невесту перед приездом свадебного поезда сажают за стол в одной из комнат дома.
Рядом с ней, как правило, садятся подруги. Конечно, главным, определяющим
обрядом этого этапа свадьбы является выкуп невесты, а его основой – огромное
количество самых разнообразных конкурсов.
Во время официальной регистрации брака, а также последующего банкета достаточно
сильно проявляются веяния современной культуры – девушки пишут плакаты для
размещения их в помещениях, где проводится регистрация брака и банкет. Во время
застолья происходят диалоги между сторонами жениха и невесты, которые включают в
себя стихотворные тексты, частично сочиненные подругами невесты, а также
заимствованные с других свадеб, из книг, интернет источников и т.д.
Помещения к тому же украшаются разноцветными
шарами, цветами, плакатами и др.
Жених и невеста обычно подъезжают к зданию, где предстоит бракосочетание, на
украшенных легковых автомобилях. Молодых людей встречает заведующая загсом,
которая приглашает их в зал. Здесь собираются родственники, друзья, коллеги
молодых. Заведующая загсом произносит для виновников торжества напутственное
слово. Жених и невеста расписываются в книге регистрации браков, обмениваются
обручальными кольцами. Заведующая загсом объявляет жениха и невесту мужем и
женой, под звуки музыки вручает новобрачным свидетельство о браке. Их
поздравляют все присутствующие.
Важнейшим ритуальным действием современной свадьбы после официальной регистрации
брака является посещение ими памятных мест. Обычно молодожены возлагают
цветы к обелиску в честь земляков, павших за Родину во время Великой
Отечественной войны.
Широко распространенным элементом современного свадебного ритуала мордвы стало
венчание в церкви. Оно может проводиться как в день регистрации брака, так и
перед ним или после него обычно в выходные дни – субботу, воскресенье. Это
свидетельствует о высокой религиозности мордвы, что подтверждается и материалами
этнографических экспедиций Мордовского университета 1995-2023 годов. Во время
них были проведены опросы жителей мордовских сел по поводу их отношения к
религии, где более 90 % респондентов назвали себя православными [2].
Торжественная встреча новобрачных после регистрации брака или венчания
происходит либо дома у жениха, либо в
кафе, где организуется свадебное застолье. Поэтому в современной свадьбе
встречать их могут как родители жениха, так и тамада. Во время этой встречи
родители благословляют молодоженов иконами, а присутствующие осыпают зерном,
конфетами, деньгами, чтобы их жизнь была сладкой и обеспеченной.
В современной мордовской свадьбе по-прежнему большое значение придается хлебу
как символу благополучия и богатства. Обычно это каравай домашней выпечки,
который пекут специально к свадьбе. Им благословляют, либо просто встречают
новобрачных родители или тамада. От каравая новобрачные отламывают, либо
откусывают одновременно или по очереди. При этом считается, что у кого кусок
больше, тот и будет главой семьи. Этим же караваем затем жених с невестой
угощают гостей.
Свадебное застолье, завершающее первый день свадьбы, сегодня приобрело новый
характер. Это обусловлено тем, что функционирование традиции здесь определяется
уже не только народной культурой, но и культурой профессиональной,
специализированной. Так,
в роли тамады нередко выступают
профессиональные работники сферы культуры, сотрудники различных развлекательных
фирм по проведению торжеств, юбилеев, презентаций, частные предприниматели, а
также родственники и знакомые. Все современные ведущие свадебного застолья
работают по сценарию, включающему в себя как празднично-развлекательную часть
(игровую программу), так и ритуально-обрядовую (знакомство породнившихся родов,
обмен подарками между новыми родственниками, обозначение нового семейного
статуса членов породнившихся семей, порядок подачи блюд и др.). На мордовской
свадьбе звучат преимущественно современные песни, но наряду с ними исполняются
народные мордовские (на эрзянском и мокшанском языках) и русские песни,
частушки, танцы под гармонь и баян. Предварительно общий ход гуляния
оговаривается тамадой с молодыми и их родителями.
Второй день свадьбы, в основном, проходит в доме родителей молодоженов.
Традиционным блюдом за этим застольем является пшенная каша, которую подают в
самом конце. Этот день остается наиболее насыщенным обрядами. Это, в первую
очередь, обряды поиска «ярки» и испытания молодой. Поиски «ярки», как и раньше,
совершают ряженые. Из испытаний молодой жены, прежде всего надо отметить те,
которые были характерны и для традиционной свадьбы – определение ее
хозяйственных навыков: умение готовить еду, убирать помещение, стирать и гладить
белье и т.д.
Таким образом, современная мордовская свадьба наряду со многими новыми чертами
по-прежнему сохраняет немало традиционных элементов
и национальную специфику.
Библиографические ссылки
1. Евсевьев М. Е. Избранные
труды. В 5 т. – Т. 5. Историко-этнографические исследования / М. Е. Евсевьев. –
Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. – С. 93-94; Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н.
Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – С. 252.
2. Мокшина Е. Н. Религиозная
жизнь мордвы во второй половине
XIX
– начале
XXI
века / Е. Н. Мокшина; МГУ им. Н. П. Огарёва. – Изд. 2-е, доп. и перераб. –
Саранск, 2006. – С. 210.