ДЕРЕВНИНА Ю.И.
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и
международного права юридического института.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УСИЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация:
в статье анализируется активизация процессов евразийской интеграции в условиях
масштабных антироссийских экономических санкций, введенных странами Запада в
отношении Российской Федерации после начала специальной военной операции (далее
– СВО). Рассматриваются перспективы гармонизации частно-правового
законодательства Российской Федерации с правопорядками стран-участниц
Евразийского экономического союза, их интеграция в модельное законодательство
(далее – ЕАЭС).
Ключевые слова:
гражданско-правовая политика, международно-правовые санкции, модельное
законодательство, региональная интеграция, экономическое развитие.
CIVIL LAW POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION:
STRENGTHENING REGIONAL INTEGRATION
Abstract:
the article analyzes the intensification of the
processes of Eurasian integration in the context of large–scale anti-Russian
economic sanctions imposed by Western countries against the Russian Federation
after the start of a special military operation (hereinafter referred to as
SVO). The prospects of harmonization of the private law legislation of the
Russian Federation with the legal order of the member states of the Eurasian
Economic Union and their integration into the model legislation (hereinafter
referred to as the EAEU) are considered.
Keywords:
civil law policy, international legal sanctions, model
legislation, regional integration, economic development.
Правовая политика представляет собой тот вид политики, который
обеспечивает стабильность и порядок в правовой сфере, что, в свою очередь,
способствует упорядоченности во всех областях общественной жизни.
Если же правовая политика основана на пробельной юридической базе и неконкретных
приоритетах, то не исключается затруднение гражданского оборота. Поэтому
представляется необходимым обеспечить соответствие гражданско-правовой системы
современным экономическим вызовам, совершенствовать ее структурные элементы.
На протяжении
длительного периода времени между Российской Федерацией и странами Запада
нарабатывалось экономическое сотрудничество как на двусторонней, так и на
многосторонней договорно-правовой основе.
События,
произошедшие на Украине весной 2014 года, негативно повлияли на
торгово-экономическое сотрудничество России с большинством государств Запада.
Соединенными Штатами Америки и странами Евросоюза были введены незаконные
ограничения финансового, торгового, инвестиционного и иного характера. В свою
очередь, Российская Федерация не осталась в стороне и, в целях снижения
воздействия санкций, ввела контрсанкционные меры.
Начало СВО
Россией на Украине зимой 2022 года лишь ухудшило ситуацию и привело к усилению
санкционной войны коллективного Запада против Российской Федерации, в результате
которой приостановилось долголетнее экономическое сотрудничество. Были
уничтожены выдающиеся достижения в развитии делового взаимодействия прежних
времен. В результате таких действий Европа утратила роль ключевого торгового и
инвестиционного партнера России и понесла убытки.
Бодурова Г. Г.
считает, что «сегодняшние реалии, в частности существующая несогласованность и
противоречия между странами, демонстрируют невозможность создания универсальных
механизмов сотрудничества, в силу чего государства обращаются к региональному
сплочению» [3, С. 25.]. Действительно, усиление региональной интеграции, в
условиях беспрерывного введения санкций против России, становится необходимой
мерой для решения возникших проблем. Довольно быстрые темпы
торгово-экономического роста, внутренней интеграции, гармонизации и унификации
законодательств стран-участниц региональных объединений повышают их
привлекательность для государств как гаранта более представительного глобального
управления. Так, Российская Федерация, обладая заинтересованностью в укреплении
и совершенствовании внешнеэкономических связей, окончательно меняет ориентир в
пользу Востока.
Полагаем, что
для укрепления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации стоит
сделать упор на сотрудничество в рамках ЕАЭС, поскольку государства, входящие в
это объединение, сталкиваются с рядом общих вызовов, решение которых
представляется возможным через интеграционные процессы и гармонизацию
законодательств для осуществления торговой, финансовой, инвестиционной и иной
деятельности на международной арене.
Сотрудничество
между сторонами в рамках ЕАЭС регулируется рядом документов, которые вместе
формируют правовую базу для совместной работы. В этом контексте, как отмечает
Семякин М. Н, «по ряду направлений необходимо обеспечить выработку мер,
направленных на дальнейшую гармонизацию подходов к правовому регулированию
отношений в сфере частного права» [4, С. 34.].
Считаем, что в число таких сфер деятельности можно включить установление порядка
таможенного контроля, организацию валютной и инвестиционной деятельности,
внедрение цифровых технологий в экономику и другие аспекты.
Кроме того, мы
полагаем, что необходимо уделить внимание разработке «модельного
законодательства», которое поможет гармонизировать нормативные правовые базы
государств в определённых сферах общественной жизни. Однако и здесь периодически
возникают сложности.
С одной стороны,
модельные нормы должны качественно прорабатываться еще на этапе правотворческой
деятельности, так как они, влияя на национальное законодательство стран-участниц
ЕАЭС, изменяют его. С другой стороны, нормы модельного законодательства также
изменяются впоследствии, поскольку нормативная правовая база
государств-участников объединения может конкретизировать модельные нормы или
содержать положения, вовсе неизвестные модельным законодательным актам, но более
способствующие решению тех или иных правовых проблем.
Такая ситуация
произошла в 2013 году, когда Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) был
принят Модельный закон «О конкуренции» [1], ставший базовым инструментом
согласования конкурентного законодательства стран ЕАЭС. Однако, проанализировав
его положения, мы можем отметить множество заимствований из антимонопольного
законодательства Российской Федерации в комплекте со всеми существующими в нем
нормативными пробелами. Вместе с тем, для стран-участниц ЕАЭС данная ситуация
стала не преградой, а лишь толчком к развитию и совершенствованию национальных
законодательств. Так, в Республике Беларусь был принят новый Закон от 12 декабря
2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии
конкуренции» [2]. В этом документе были доработаны и улучшены положения
Модельного закона. В частности, был уточнен понятийный аппарат, добавлены новые
антимонопольные ограничения и др.
Считаем, что для
более упрощенной работы странам-участницам ЕАЭС все же необходимо именно на
этапе правотворческой деятельности прорабатывать положения будущих модельных
законов более тщательно, чтобы впоследствии, на этапе имплементации положений,
не возникали подобные ситуации, а нормы лишь совершенствовались в ногу со
временем.
Подводя итоги,
отметим, что курс гражданско-правовой политики Российской Федерации должен
отвечать современным экономическим вызовам. В настоящий момент стоит делать
уклон на гармонизацию частно-правовых отношений с законодательствами
стран-участниц в рамках Евразийского экономического союза, поскольку это
позволит выработать совместные шаги по нивелированию негативных последствий
применения коллективным Западом незаконных односторонних принудительных мер в
отношении России. Четкая и регламентированная разработка, а затем и
имплементация модельных законов позволят решить возникшие проблемы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. О конкуренции
: Модельный закон : Решение Высшего Евразийского экономического совета от 24
октября 2013 года № 50. – Текст : непосредственный.
2. Республика
Беларусь. Законы. О противодействии монополистической деятельности и развитии
конкуренции: Закон № 94-З: текст с изменениями и дополнениями на 18 декабря 2019
года: [принят Палатой представителей 22 ноября 2013 года: одобрен Советом
Республики 27 ноября 2013 года]. – Текст: непосредственный.
3. Бодурова Г.
Г. К вопросу о правовой сущности региональных интеграционных объединений / Г. Г.
Бодурова // Ученые записки Казанского университета. – 2022. – №4. – С. 25–32. –
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovoy-suschnosti-regionalnyh-integratsionnyh-obedineniy.
– Текст : электронный.
4. Семякин М. Н.
Современная гражданско-правовая политика в рф в условиях глобальных
экономических вызовов / М. Н. Семякин // Вестник Челябинского государственного
университета. – 2022. – №2. – С. 30–35. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-grazhdansko-pravovaya-politika-v-rf-v-usloviyah-globalnyh-ekonomicheskih-vyzovov.
– Текст : электронный.