Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и
международного права юридического института.
СВОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы реализации существующих форм осуществления
функций государства, их свойства и особенности.
Ключевые слова:
функции государства, формы реализации функций государства, правовые формы,
организационные формы.
THE PROPERTIES AND
CONTENT OF VARIOUS FORMS OF STATE FUNCTIONS
Abstract. The article discusses the issues of the
implementation of existing forms of state functions, their properties and
features.
Keywords: functions of the state, forms of
implementation of state functions, legal forms, organizational forms.
Дискуссия о
функциях государства и различных формах реализации этих функций является одной
из центральных тем в теории государства, праве и других смежных дисциплинах.
Понимание фундаментальных целей государства, его организационной структуры,
эффективности и этапов развития зависит от понимания его функций и механизмов, с
помощью которых они реализуются. По мере усложнения государственной системы
появляются новые функции и формы, а некоторые существующие формы могут
устаревать, вызывая постоянные споры о важнейших формах и их значении для
государства и общества.
Прежде всего
следует отметить, что под формами осуществления функций государства понимается
упорядоченная по своим внешним признакам деятельность государственных органов,
посредством которой реализуются функции государства. Эти формы неразрывно
связаны с сущностью и деятельностью государства, развиваются вместе с ним.
Сочетание различных форм, способствующих выполнению определенных функций, может
оказывать глубокое влияние на различные общественные отношения, способствуя либо
гармоничному развитию, либо усугубляя негативные тенденции в обществе.
При всем
многообразии классификаций форм, через которые реализуются функции государства,
многие из них можно разделить на правовые и неправовые (организационные). Это
разграничение появилось еще в советское время и было развито такими учеными, как
М.И. Байтин. Организационные формы характеризуются как деятельность государства,
которая не имеет правовых последствий, но косвенно влияет на деятельность
человека, создавая благоприятные условия для ее осуществления. Правовые формы,
напротив, напрямую предписывают модели поведения индивидов, устанавливая четкие
ориентиры для их поведения.
Так или иначе,
государственная деятельность опосредована правом. Под правовыми формами
осуществления функций понимается однородная по своим внешним признакам
деятельность органов власти по руководству обществом путем издания правовых
актов.
Особая роль
правовых форм обоснована следующим. В первую очередь, это вызвано соотношением
государства и права, их связью. Последняя основывается на регулирующей роли
права, в которой проявляется его активность в социальной жизнедеятельности.
Именно благодаря праву жизнедеятельность общества протекает в организованных и
устойчивых рамках. И, наконец, право способствует прогрессу общества или
является одним из его проявлений.
Правовые формы
заключаются в сознательном, активном, законном, процедурно оформленном
воздействии (имеющем юридический характер) строго определенных субъектов
государства на общественные отношения или какую-либо из сфер жизни общества.
В настоящее
время принято выделять несколько основных правовых форм осуществления функций
государства: правотворчество, правоприменение (или правоисполнение) и
правоохрану (включая контрольно-надзорную и судебную деятельность). Кроме того,
некоторые исследователи выделяют распорядительную и договорную формы [1].
В качестве
основного содержания правотворчества выступает особая юридическая процедура,
которая включает деятельность различных субъектов правотворческих отношений по
подготовке, обсуждению, принятию и опубликованию в официальных источниках
нормативных правовых актов. Его результатом являются законы и подзаконные акты
(в том числе федеральные законы и законы субъектов, указы президента и
постановления правительства, различные инструкции и распоряжения органов
государственной власти и местного самоуправления). Так, Конституция РФ и другие
нормативно-правовые акты содержат основы конституционного строя государства,
принципы построения социальной и иных систем (статьи 7, 8 и 16), порядок
формирования и взаимоотношений органов власти (статьи 81, 83, 96, 97, 100, 101,
111, 119 и 128). Очевидно, что осуществление функций государства при отсутствии
данной формы невозможно.
Эффективное
законотворчество необходимо государству для выполнения своих функций, поскольку
оно создает правовую базу, необходимую для управления и регулирования
общественных отношений. Законодательная деятельность, осуществляемая главным
образом Федеральным Собранием Российской Федерации как высшим законодательным
органом, играет важную роль в формировании правового поля, принимая новые
законы, внося изменения в существующие, реагируя на меняющиеся потребности
общества и государства. Посредством правотворчества происходит преобразование
правовой сферы, создание нормативной базы и установление методов правового
воздействия для регулирования общественных отношений.
Сам
правотворческий процесс включает в себя различные формы. В частности,
правотворческая форма может воплощаться в виде правовой регламентации
правотворчества. Примером этой формы является принятие законодательными органами
нормативных актов, а государственными ведомствами – нормативных актов, которые
могут иметь как правовую, так и неправовую форму. Например, Регламент
Государственной Думы Российской Федерации определяет такие процедуры, как
парламентские слушания, заседания, голосования, чтения при обсуждении
законопроектов.
Используя
правотворчество как форму создания нормативных алгоритмов общественных
отношений, государство может эффективно воздействовать на правовые нормы и
обеспечивать их исполнение через правоприменительную форму. Такое взаимодействие
правотворчества и правоприменения необходимо для эффективного функционирования
правовой системы и поддержания общественного порядка, основанного на
установленных правовых принципах и нормах.
Для
правоприменительной формы характерен процесс, в рамках которого происходит
преобразование правовых предписаний, имеющих место для нормативной ситуации, в
конкретные веления властного характера и, наконец, их воплощение в повседневной
жизни людей.
Ключевые
особенности:
1.
Властно-организующая функция: основанность на законности, общеобязательность
индивидуальных нормативных актов.
2. Одностороннее
волеизъявление: воля власти выражена категорически и обязательна для исполнения.
3.
Государственная защита: предписания поддерживаются и защищаются государством.
Исполнительная
власть государства в лице правительства выступает главным правоприменительным
субъектом. Деятельность правительства заключается в решении управленческих
задач, основывается на издании соответствующих нормативно-правовых документов и
контроле за их исполнением. Сюда можно отнести призыв в вооруженные силы,
избрание или назначение на какую-либо должность, например, председателя
Правительства РФ или формирование состава Конституционного суда РФ. Все это
оформляется с помощью правоприменительных актов.
Правоохранительная форма государства предполагает охрану правовых норм, прав и
свобод личности, а также обеспечение исполнения юридических обязанностей. Эта
форма реализуется различными государственными органами, административными
аппаратами организаций и учреждений в пределах их компетенции.
Практически все
государственные органы, административный аппарат организаций и учреждений так
или иначе реализуют данную форму. Степень ее осуществления зависит от
компетенций того или иного органа власти, что не дает последнему возможности
превысить свои полномочия или уклониться от исполнения обязанностей. Эти
полномочия являются государственно-властными, а их полнота определяется
задачами, поставленными применительно к соответствующим сферам жизни общества.
Правоохранительная деятельность – властная оперативная и правоприменительная
работа государственных органов и должностных лиц по охране правопорядка, прав и
свобод граждан. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений,
разрешению юридических дел, привлечению к юридической ответственности и другое
[2].
Правоохранительная деятельность завершается реализацией правовых норм,
включающих в себя постановления следственных органов, судебные приговоры и
решения различных судебных инстанций. Это, в свою очередь, порождает новые
правоотношения или изменяет существующие. Правоохранительная деятельность
характеризуется не только правовым измерением, но и организационной формой,
например, организация патрулирования территории или поддержанием общественного
порядка во время торжественных мероприятий.
К
правоохранительной форме осуществления функций можно отнести контроль и надзор.
Контроль и надзор являются неотъемлемыми компонентами правоохранительной
системы, хотя и обладают разными характеристиками. Контроль, как функция
государственного управления, воплощает в себе единство как правовых, так и
организационных форм деятельности. Он предполагает сбор и анализ информации,
часто используемой в процессе государственного управления. Надзор, напротив,
является самостоятельной структурой, примером которой может служить прокурорский
надзор. Отличительной чертой прокурорского надзора является его направленность
на обеспечение точного исполнения правовых норм, без оценки целесообразности
того или иного действия. Другие надзорные органы, например фитосанитарный
надзор, могут выдавать лицензии, разрешения и устанавливать специальные правила,
что сближает их с органами государственного контроля.
Распорядительная
форма осуществления функций государства является самостоятельной и занимает
срединное положение между правотворчеством и правоприменением. Распорядительная
форма, преобладавшая в советское время, постепенно утрачивает свое значение, в
то время как договорная форма приобретает все большее значение. Этот сдвиг
объясняется признанием юридической гибкости договоров и их способности
охватывать разнообразные общественные отношения. Основным правовым источником
развития договорной формы служит нормативно-правовой акт в форме закона, который
либо вводит, либо разрешает ее существование. В первую очередь договорную форму
используют органы исполнительной власти, хотя она характерна и для других ветвей
власти. Примером этой формы служат международные договоры и межгосударственные
документы.
Кроме правовых
форм осуществления функций государства, существуют и неправовые формы их
осуществления, которые можно назвать организационными формами деятельности
государства, не влекущими правовых последствий.
Неправовая форма
осуществления функции государства осуществляется в рамках действующего
законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Однако (это
принципиально) правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения
действий. Организационные действия осуществляются в рамках управленческой
деятельности
[3].
К ним относят
однородную по своим внешним признакам деятельность государства, которая не
связана с созданием, применением норм права. Данные формы имеют вспомогательный
характер. Эти однородные виды деятельности, не связанные с созданием и
применением правовых норм, способствуют объединению жителей государства. Яркий
пример – разработка политической программы, которая позволяет властям создать
специальный механизм, например, экономический план, представленный как разумная
кредитно-финансовая политика, стимулирующая деловую активность. Часто это
сопровождается поиском консенсуса между основными социальными группами, партиями
и т.д.
Хотя неправовые
формы действуют независимо от права, они всегда укоренены в законодательстве и
соответствующих полномочиях органов государственной власти. Они охватывают
значительный объем организационной и подготовительной работы при реализации
функций государства.
В
жизнедеятельности государства правовые и неправовые формы тесно взаимосвязаны.
Первые не могут существовать без организационной составляющей, а вторые зачастую
выступают основой для осуществления правовых форм. При этом организационные
формы переплетаются с подведомственной деятельностью и действуют в рамках
правового поля.
Неправовые формы
нельзя свести только к структурному механизму функционирования государства,
поскольку все его компоненты осуществляют деятельность, в том числе и правовые
формы. Как правило, неправовые формы не предполагают подразделения на подвиды,
но условно их можно дифференцировать на организационно-регламентирующую,
организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую формы.
Сущностью
организационно-регламентирующей формы является оперативная деятельность по
решению текущих вопросов, связанных с обеспечением функционирования
государственной системы, в частности подготовка официальных документов,
организация выборов. Материальное обеспечение деятельности государства и его
органов возложено на организационно-хозяйственную форму. К ней можно отнести
снабженческие операции, ведение статистики. Информационная составляющая,
проявляющаяся в деятельности средств массовой информации,
агитационно-разъяснительной работе, созданию благоприятного общественного
мнения, характерна для организационно-идеологической формы.
К неправовым
формам, помимо организационной деятельности, также относят осуществление
материально-технических операций, таких как подготовка аналитических материалов,
отчетов, ведение делопроизводства и т.д.
Некоторые
исследователи говорят о существовании организационной, экономической,
информационной, политической и идеологической неправовых форм.
Организационная
форма по своему содержанию во многом совпадает с организационно-регламентирующей
формой вышеописанной классификации. Она не предполагает издания особых
юридических актов, однако предпосылки ее осуществления и результат вполне могут
иметь юридическую фиксацию. Данная форма связана с обеспечением эффективной
работы государственного механизма, однако она может касаться и негосударственных
организаций, а также граждан. Это может быть выражено в инспектировании
учреждений, разъяснении содержания юридических актов, подготовке и проведении
заседаний, совещаний.
Экономическая
форма аналогична организационно-хозяйственной форме из ранее рассмотренной
классификации.
Политическая
форма связана с организацией власти, с разработкой основ политики государства.
Идеологическая
форма предполагает ведение агитационной, воспитательной, пропагандистской и
разъяснительной работы. Так, формами осуществления идеологической деятельности
выступают правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная, и
организационная, а методами – убеждение и принуждение, где основным является
убеждающий способ [4].
Сущность
информационной формы заключается в различных операциях с информацией. Например,
избирательные комиссии используют государственную автоматизированную
информационную систему в ходе выборов в Государственную думу Российской
Федерации.
Помимо общих
организационных форм можно выделить собственно организационные формы, которые
приспособлены к конкретным государственным функциям и органам. Например, к
организационно-военной форме относится организация военных учений, управление
войсками, подготовка военнослужащих. Эти формы представляют собой фактические
действия и решения, принимаемые государственными органами для решения
стратегических и повседневных задач, реализуя в конечном итоге правовые формы.
Таким образом,
реализация функций государства происходит через конкретные формы практической
деятельности, направленные на достижение целей государства и решение различных
задач. От эффективности этих форм
зависит, будет ли общество развиваться гармонично или переживать кризис.
Правовые и неправовые (или организационные) формы являются основными средствами
реализации функций государства. Правовые формы включают в себя законотворчество,
правоприменение и применение законов, организационные – нормативно-правовые,
экономические и идеологические аспекты. Неправовые формы, такие как
подготовительная работа и анализ информации, служат преддверием к реализации
правовых норм и обеспечивают их исполнение. Хотя неправовые формы часто
пересекаются с правовыми, они не всегда реализуются через право.
Представляется,
что взаимодействие правовых и неправовых форм имеет решающее значение для
эффективной реализации государственной функции. Например, чтобы обеспечить
исполнение закона, государство должно принять и издать нормативные правовые акты
(правотворческая форма), обеспечить их исполнение (правоприменительная форма),
установить юридическую ответственность за правонарушения (правоприменительная
форма). Эти правовые формы сопровождаются организационными формами, которые
уникальны по своему содержанию и требуют глубокого анализа для каждого
конкретного государства.
Формы реализации
функций государства крайне важны, поскольку они показывают, как государство
осуществляет свою фундаментальную деятельность. Выбор соответствующих форм
реализации, учитывающих условия развития общества, позволяет государству
достигать поставленных целей, стабилизировать общественные отношения,
обеспечивать эффективное функционирование власти. Таким образом, государство
может успешно преодолевать сложности управления, способствуя созданию
гармоничного и процветающего общества.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Гринько А.А. К вопросу о формах осуществления функций современного государства /
А.А. Гринько. – Текст: электронный // Вестник Костромского государственного
университета. – 2020. – № 1. – С. 167. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formah-osuschestvleniya-funktsiy-sovremennogo-gosudarstva.
2.
Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В.Д. Перевалов. – 5-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2024. – С. 75. – Текст: электронный. – URL:
https://urait.ru/bcode/536808. – Режим доступа: сеть Интернет.
3.
Комаров С.А. Общая теория
государства и права: учебник для вузов / С.А. Комаров. – Москва: Издательство
Юрайт, – 2024. – С. 143. – Текст: электронный. – URL: https://urait.ru/bcode/539045.
– Режим доступа: сеть Интернет.
4.
Бредихин А.Л. Идеологическая функция и идеологическая деятельность государства /
А.Л. Бредихин, Е.Д. Проценко. – Текст: электронный // Экономика. Социология.
Право. – 2020. – № 2(18). – С. 126. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ideologicheskaya-funktsiya-i-ideologicheskaya-deyatelnost-gosudarstva.