ЕРМОЧЕНКОВ М.Е.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

 Аннотация. В статье рассматриваются новые подходы в науке к классификации функций современного государства. Представляются различные взгляды ученых на классификации функций государства, делаются собственные выводы по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: функции, государство, классификации.

 

NEW APPROACHES TO CLASSIFYING THE FUNCTIONS OF THE MODERN STATE

Abstract. The article examines new approaches in science to classifying the functions of the modern state. Different views of scientists on the classification of state functions are presented, their own conclusions are drawn on the problem under consideration.

Keywords: functions, state, classifications.

 

В исследованиях последних лет наметилась тенденция к поиску новых оснований классификации функций современного государства, наблюдается инновационный подход к выявлению функций. Так, появилось значительное число публикаций, посвященных антиалкогольной [1]. и антинаркотической [2]. функциям, а антитеррористическая [3, С. 527.], демографическая  и информационная [4, С. 23.] функции стали все чаще рассматриваться в качестве самостоятельных функций государства.

Наряду с выше перечисленными в литературе так же стали выделять явные и латентные функции [5, С. 45.]; правовые и неправовые функции [6, С. 45.] и т.д.

Интерес представляет классификация, в соответствии с которой функции государства предлагается подразделять на явные и скрытые (латентные). В качестве критерия данной классификации выступает характер выражения (видимость) функций. Рассмотрим ее более подробно.

Данная классификация представляет интерес по ряду причин:

во-первых, такой подход к изучению функций позволяет рассматривать государство со стороны всех аспектов его внутреннего и внешнего существования и функционирования;

во-вторых, все осуществляемые в государстве процессы, проводимые реформы, программы, законопроекты имеют определенную цель, для установления истинности которой необходимо подробное изучение деятельностной стороны государства, исходя из его сущности и назначения.

В чем же заключаются особенности так называемых явных и латентных функций государства.

Стоит сказать, что впервые понятия «явная функция» и «латентная функция» использовались в социологической науке американским социологом Р. Мертоном с целью объяснения определенных общественных явлений от проявления которых необходимо было учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но и неопределенные, вторичные [7, С. 379-448.].

Итак, известно, что функция любого института направлена на удовлетворение потребностей, ради которых данный институт был создан и функционирует. Следовательно, функция государства, исходя из своей социальной направленности, должна соответствовать объективным потребностям общества. К числу основных потребностей российского государства и общества, следует относить те, которые получили нормативную фиксацию на высшем уровне и, соответственно, исходя из конституционного закрепления [8], можно выделить следующие явные функции государства:

          по признанию, соблюдению и защите им прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 Конституции РФ);

          по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ);

          свободы экономической деятельности, защиты частной, государственной, муниципальной собственности (ст.8 Конституции РФ);

          правосудная функция;

          законотворческая функция;

          организационная функция;

          идеологическая функция;

          обеспечения законности и правопорядка и другие.

Следовательно, явная функция – это распознаваемые и ожидаемые последствия того или иного социального явления, которые формируются и декларируются в законе и закреплены в системе статусов и ролей.

Явные функции социальных институтов нормативно зафиксированы, формально заявлены, записаны в уставах, закреплены в системе статусов и ролей, носят преднамеренный и осознаваемый характер.

Среди политических институтов, основным из которых является государство, можно наблюдать процессы, выражающиеся в нежелательных или неожиданных для общества последствиях деятельности таких институтов, либо скрытом от остальных членов социальной системы характере истинных намерений проводимой деятельности, в которой они проявляются.

Латентные, или скрытые функции государства – функции, которые осуществляются посредством деятельности, направленной не на обеспечение потребностей общества, а на достижение целей, преследуемых природой функционирования государства, направленных на его самосохранение, самопродолжение, либо на удовлетворение потребности определённых социальных групп. Иными словами, это функции, которые осуществляются на самом деле. Такие функции не осознаваемы всеми членами общества, они завуалировано являются побочной («теневой») стороной заявленных, осознаваемых и ожидаемых всеми членами общества функций [9, С. 19.].

Истинное значение, истинный характер государства проявляется именно на уровне реально получаемых результатов его функционирования. Поэтому, расхождение между формальной и реальной деятельностью.

Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда, а порой и вовсе остаются неосознанными до конца [10, С. 45.].

Как известно, чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, основным из которых является государство, у которых латентные функции развиты в очень большой степени.

Рассмотрим проблему латентности функций на примере законотворческой функции государства, заключающейся в издании нормативных актов, регулирующих и регламентирующих те или иные общественные отношения. В этом выражены ее явные цели.

Однако, на наш взгляд, есть и другая сторона такой деятельности. Государство, в лице государственных органов, издавая законы, выражает в законе свою волю, придавая ей публичный характер. Таким образом, эта деятельность направлена на поддержание существования самого себя. В этом, по нашему мнению, выражается латентная сторона законотворческой функции государства.

Также рассмотрим указанную проблему на примере экономической функции государства, заключающейся, как известно, в выработке экономической политики, установлении правовых основ рынка и ценовой политики, обеспечении равноправия всех форм собственности, принятии мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя. Явной функцией введения государством в сфере экономики многократных запретов, контролирующих инстанций, является задача усиления государственного контроля. Однако, в случае, когда законное преодоление таких инстанций лишает экономического смысла занятие соответствующей предпринимательской деятельностью в рамках закона, в такой ситуации реализуется латентная функция введения государственного контроля: предпринимательство неизбежно переходит в сферу теневой экономики и сопровождающей ее коррупции.

Обратимся к актуальным на сегодняшний момент антиалкогольной, антинаркотической функциям государства.

Так, если явной функцией запрета на алкоголь, наркотики или азартные игры являлось их прекращение, пресечение, то латентной функцией соответствующих действий могло быть создание мощной разветвленной подпольной сети организованной преступности.

Необходимо отметить, что все процессы, происходящие в государстве, имеют определенные цели и в зависимости от явности этих целей или «их завуалированности» и наступит ожидаемый или неожидаемый результат.

Исходя из подобных примеров, можно предположить, что латентные функции выступают теневой стороной заявленной и ожидаемой явной функции, т. е. у каждой явной функции имеется теневая сторона, проявляющаяся не всегда в ожидаемом, планируемом и положительном результате.

Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Приведем еще один пример: демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов прошлого века, при помощи парламента, правительства и президента стремилось создать благоприятные условия для жизни народа, цивилизованные отношения в обществе, внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, провозглашенные цели и задачи. Однако реальные результаты оказались не совсем благоприятными: уровень преступности в стране не уменьшился, оставался низким уровень жизни населения упал.

Так проявилась латентная сторона деятельности государственных институтов. Отсюда следует, явные функции свидетельствуют о том, чего хотелось бы достичь в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого в результате вышло.

Определение функций государства с позиции их явности и латентности имеет немаловажное значение в процессах изучения функционирования государственных структур, определения реальных задач государства, анализа исторических аспектов его становления. Такой подход, на наш взгляд, представляет большой интерес с теоретической и практической точки зрения, так как такое исследование позволяет рассматривать государство со стороны всех аспектов его существования и функционирования, а также происходящих в нем процессов внутреннего и внешнего характера.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Петрова Ф. Н. Антиалкогольная политика в России: историко-криминологический аспект : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Ф. Н. Петрова. – Санкт-Петербург: СПбГУ,1996. – 25 с. – Текст: непосредственный.

2. Кипселиди Ю. Г. Антинаркотическая функция Российского государства и гражданского общества: вопросы теории и практики: дис. … канд. юрид. наук. / Ю.Г. Кипселиди.– Волгоград, 2012. – 217 с. – Текст: непосредственный.

3. Тхаровская О.Ю. Антитеррористическая функция государства в системе функций государства: теоретический аспект // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции (Краснодар, 23-24 мая, 2014) / под общ. ред. В. А. Сосова. – Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом – Юг», 2014. – С. 522-528. – Текст: непосредственный.

4. Синкевич Е. Е. Информационная функция государства в рамках правового государства: теоретико-правовой анализ // Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции (Москва, 22-23 апреля). – Москва: Московский государственный Машиностроительный университет, 2016. – С. 20-23. – Текст: непосредственный.

5. Новак З. А. Явные и латентные функции государства / З. А. Новак // Бизнес в законе. – 2014. – № 5. – С. 14-16. – Текст: непосредственный.

6. Дембицкий А. А. Критерии дифференциации правовых и неправовых функций государства / А. А. Дембицкий // История государства и права. – 2014. –№ 9. – С. 50-54. – Текст: непосредственный.

7. Мертон Р. К. Явные и латентные функции / Р. К. Мертон // Американская социологическая мысль: тексты / пер. Ю. Асеева. – Москва: Высшая школа экономики, 1994. – С. 379–448. – Текст: непосредственный.

8. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : текст с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года: [всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : [справ.-правов. система]. – URL: http://www.consultant.ru/. – Режим доступа: по подписке.

9. Бредихин А. Л. О функциях государства / А. Л. Бредихин // История государства и права. – 2013. – № 22. –  С. 17-20. – Текст: непосредственный.

10. Владимиров В. А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики / В.А. Владимиров. – Тверь: ТГУ, 1992. – 83 с. – Текст: непосредственный.