ОБУХОВ Д.В.
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный
исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,
магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права
юридического института.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ВЕТВЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Аннотация: в статье исследованы
особенности судебной власти как одной из основных ветвей государственной власти.
Проведен анализ проблемы практической реализации судебной властей в российском
государстве.
Ключевые слова: государственная
власть, государство, законность, Конституция, общество, полномочия, правосудие,
правовое государство, принцип разделения властей.
THE JUDICIARY AS THE MAIN
BRANCH OF GOVERNMENT
Abstract:
the article examines the
features of the judiciary as one of the main branches of government. The
analysis of the problem of practical implementation of judicial authorities in
the Russian state.
Keywords:
state power, state, legality,
Constitution, society, powers, justice, rule of law, the principle of separation
of powers.
Третья ветвь российской власти – судебная власть выполняет важные полномочия в
области правосудия в государстве. Она включает в себя федеральные суды и суды
субъектов Российской Федерации. Органы судебной власти осуществляют полномочия в
области правосудия (деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских,
административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны
прав и интересов граждан, организаций и государства); осуществляют контроль за
законность федеральных законов и законов субъектов; дают разъяснение по
судопроизводству; обеспечивают исполнение наказание и реализуют иные полномочия
в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Отметим, что ранее, до
внесения поправок 2020 года, Конституционный суд мог проверять на соответствие
Конституции РФ только те нормативные акты, которые уже вступили в законную силу.
Теперь он получил право по инициативе президента оказывать влияние на принятие
законов еще до того, как они начали действовать. Что немаловажно – такое влияние
распространяется не только на федеральные законы, но и на законы субъектов
Федерации. Другими словами, сейчас Конституционный суд имеет право оказывать
влияние на региональное законотворчество. Кроме того, поправки дают основание
для ликвидации региональных конституционных (уставных) судов. Таких судов
немного – всего 15. И, тем не менее, у них есть правовая ценность. Данный
институт призван защищать в правовом смысле конституции и уставы субъектов
Федерации, и является одним из немногих признаков настоящего федерализма в
России. Что касается в целом органов государственной власти, то в связи с
внесенными поправками объединяются органы местного самоуправления и органы
государственной власти общим понятием «единая система публичной власти в
Российской Федерации» – хотя основы конституционного строя требуют их
разделения. Таким образом, принцип разделения властей представляет собой основу
государственного устройства общества, важным аспектом которого является не дать
абсолютизироваться ни одной ветви власти. То есть этот принцип необходим для
создания системы сдержек и противовесов: при распределении полномочий между
различными органами снижается вероятность того, что какой-то орган аккумулирует
у себя все полномочия и своими действиями создаст угрозу государству.
Разделение властей признается одной из первостепенных
составляющих правового государства, каким стремится стать Россия. Данный принцип
закреплен в Конституции Российской Федерации как одна из основ конституционного
строя государства. Одной из главных целей демократизации современного общества
была провозглашена идея создания правового государства, в котором судебная
власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной
власти наряду с законодательной и исполнительной[1]. Отсутствие судебной власти в
правовом государстве приведет к невозможности выполнения функции охраны
правопорядка, защиты прав и свобод граждан, в связи с чем признание государством
ценности судебной власти, принятие идеи о её самостоятельности говорит о том,
что государство признает саму необходимость самоограничения власти[2]. Такое самоограничение
реализуется с помощью системы разделения властей. А выделение судебной власти в
отдельную ветвь государственной власти в России – «весьма решительный шаг с
точки зрения утверждения принципа разделения властей»[3].
Принцип разделения властей в российском государстве закреплен конституционно и,
в той или иной мере, применяется в построении и функционировании государственных
институтов, однако насколько конституционный постулат о самостоятельности
судебной ветви власти соответствует действительности остается в области
актуальных дискуссионных рассуждений среди ученых, изучающих феномен судебной
власти. Объективное состояние общества в настоящее время – «сложное
многоплановое явление во взаимодействии социальных и политических условий».
Наличие судебной власти можно отнести к «базовой характеристике любого
человеческого общества», поскольку она представляет собой некий необходимый
элемент общественной организации, без которого не представляется возможным
жизнеспособность и функционирование общества[4].
Поскольку посредством судебной власти регулируются различного рода
взаимоотношения, современное общество и государство испытывают потребность в
такой судебной власти, которая бы независимо от политических пристрастий и
приоритетов смогла бы осуществлять свою деятельность «в соответствии с сущностью
и государственными целями достижения и сохранения социального мира правовыми
методами, сдерживать другие ветви власти … и контролировать сохранение баланса
власти и личности, нахождение самой государственной власти в правовом
пространстве».
По мнению некоторых ученых основное предназначение
судебной власти состоит в отправлении правосудия, которое заключается в
разрешении конфликтов и рассмотрении споров. Иное мнение добавляет к
вышесказанному суждение о том, что разрешение правового спора должно совершаться
в надлежащей судебной процедуре. О сущности судебной власти спорили с древних
времен и до наших дней. Например, С. С. Алексеев подчеркивает, что естественное
право становится самодостаточным нормативно-ценностным регулятором. Иного
взгляда придерживаются ряд ученых, провозглашая, что основное назначение
судебной власти – это охрана членов общества от любого произвола других граждан
или неправильных действий самого государства в лице его должностных лиц.
Наиболее развернутой выглядит точка зрения, согласно которой осуществление
судебной власти связано с констатированием субъективного права. При этом,
судебная власть должна брать право под защиту, в случае, сели будет обнаружено
нарушение права. Основная задача суда заключается в обеспечении права
возможностью выполнять функции по защите личности. Таким образом, осуществляя
правосудие, задается направление на осуществление правовых выводов с тем, чтобы
в установленном законом порядке иметь возможность применить право к каждому
конкретному случаю. Сущность правосудия тогда заключается в том, что в рамках
определенной процедуры суд решает правоприменительные вопросы, в зависимости от
решения которых для участвующих в данном отношении лиц определяются правовые
последствия.
Судебная власть призвана сдерживать и уравновешивать
две прочие ветви власти в их стремлении к абсолютизации, и, при этом, стоять,
между ними и гражданином, уважая и защищая его права и законные интересы. В
случае противостояния гражданина и власти в любом ее проявлении судебная власть
должна выступать в качестве независимого и беспристрастного арбитра. Социальная
же природа судебной власти состоит в разрешении судьей конфликтов
противоборствующих интересов с позиции справедливости. Юридическая природа
заключается в том, что судья в каждом конкретном случае разграничивает свободные
сферы спорящих сторон и формулирует соответствующие общеобязательные
последствия.
В качестве одной из важнейших функций судебной власти –
выступает осуществление правосудия, т. е. правоприменительной деятельности суда,
производимой в процессуальном порядке, по рассмотрению и разрешению гражданских,
административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны
прав и интересов граждан, организаций и государства. Осуществление правосудия
выступает в качестве исключительной компетенции судебной власти.
Правосудие представляет собой ведущую форму реализации
судебной власти и осуществляется посредством соблюдения строго
регламентированного законом порядка и норм судопроизводства. Оно строится так,
чтобы по каждому делу была установлена объективная истина, торжествовали
справедливость и право, были обеспечены гарантии для всех участников судебного
процесса.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только
судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система
РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом
от 31.12.1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов не допускается. Судебная
ветвь власти самостоятельна и действует независимо от законодательной и
исполнительной властей.
Конституционный Суд Российской Федерации – судебный
орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий
судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Верховный Суд
Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам,
делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным
делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным
конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными
законами.
Единство судебной системы Российской Федерации
обеспечивается путем установления судебной системы Российской Федерации
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом
«О судебной системе Российской Федерации»[5]; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных
федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и
международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и
других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности
исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений,
вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Независимая судебная власть – это стержень правового государства.
Далее рассмотрим совокупность основных черт судебной
власти, иначе говоря, её признаки. Судебная власть представляет собой один из
видов государственной власти, самостоятельную независимую ветвь. Она
осуществляется посредством специальных государственных органов – судов, которые
выступают её непосредственными носителями. Ещё один признак судебной власти
заключается в её исключительности, поскольку никакие другие органы и лица, кроме
суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная
власть едина, что выражается в общих принципах организации и деятельности судов.
При выполнении судами своих полномочий они подчиняются только Конституции РФ и
закону, что указывает на независимость, самостоятельность и обособленность
судебной власти. Никто не имеет права давать судьям указания по разрешению того
или иного конкретного дела. Самостоятельность судебной власти указывает на то,
что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или
утверждения. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в
процессе. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо
другую государственную структуру; и никому не подчинены организационно. Судебная
власть осуществляется путем судопроизводства. К числу признаков судебной власти
относится также обязательность постановлений судебной власти для всех без
исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это
означает, что решение суда имеет властный характер и подлежит неукоснительному
исполнению на всей территории государства.[6]
Временное развитие открывает возможность установления
таких отношений между личностью, обществом и государством, в которых интересы
личности, её права и свободы являлись бы основной ценностью. Условием появления
таких отношений в правовом государстве выступает независимая судебная власть,
эффективно выполняющая свою социальную роль, реализующая свой потенциал
независимо и беспристрастно на основании заложенного принципа разделения
властей. Власть, дающая обществу уверенность в том, что судебные решения
основываются на Конституции и утвержденных законах страны, а не являются
результатом смены политической власти или влияния со стороны государственных
структур. Подобная независимость судебной власти крайне необходима для
разрешения на основе норм права различного рода споров или конфликтов при
посягательствах на установленный в государстве порядок. При этом судебная власть
легитимно снимает возникающую социальную напряженность посредством превосходства
в знании права и беспристрастности. В системе разделения властей судебная власть
обеспечивает такие направления деятельности государственного механизма, как
разрешение социального и правового конфликта, обеспечение социального мира,
преодоление общественных противоречий, достижение социального компромисса на
основе права.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Российская Федерация. Законы.
Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 года: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля
2020 года]. – Текст: электронный // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. –
URL: https://base.garant.ru/10103000//. – Режим доступа: сеть Интернет.
2 Российская Федерация. Законы. О
Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон №
1-ФКЗ: текст с изменениями и дополнениями на 31 июля 2023 года: [принят
Государственной Думой 24 июня 1994 года]. – Текст: электронный // Консультант
Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – URL: http : // www. consultant. ru/
document/ cons_doc_LAW_4172/. – Режим доступа: сеть Интернет.
3 Российская Федерация. Законы. О
судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон №
1-ФКЗ: текст с изменениями и дополнениями на 01 января 2023 года: [принят
Государственной Думой 23 октября 1996 года]. – Текст : электронный //
Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/. – Режим доступа: сеть
Интернет
4 Российская Федерация. Указы. Об
официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее
поправками: Указ № 445: [принят Президентом РФ 3 июля 2020 года] // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 27. – Ст. 4196. – Текст:
непосредственный.
5 Дементьев А. Н. Современное
государство: вопросы теории // A. H. Дементьев // Государство и право;
учредители Институт государства и права РАН, Российская академия наук, Москва,
2010. – № 12. – С. 120-123. – ISSN: 1026-9452. – Текст: непосредственный.
6 Козлова Е.И. Конституционное
право России / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин: учеб. для студентов сред. спец.
учеб. заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Москва: Юристъ, 2004. – 347 с. – ISBN 5-7975-0722-6. – Текст:
непосредственный.
7 Редченко В. Г. Содержание и
признаки судебной власти / В. Г. Редченко // Ленинградский юридический журнал;
Учредители: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2008. –
№4 – С. 187-191. – ISSN: 1813-6230. – Текст непосредственный.
8 Судебные органы России: учебник
/ под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. – Москва: Российский государственный
университет правосудия, 2015. – 434 с. – ISBN 310-7-07- 023029-2. – Текст:
непосредственный.
9 Чашникова В. A. Содержание и
признаки государственно-правового принуждения / В. A. Чашникова // Образование и
право; учредитель Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя, Москва, 2013. –
№ 10. – С. 34-36. – ISSN: 2073-0454. – Текст: непосредственный.
10
Montero J. Human Rights, Personal Responsibility, and Human Dignity: What
Are Our Moral Duties to Promote the Universal Realization of Human Rights? //
Human Rights Review. – 2017. – Vol. 18. – Pp. 67-85. –
Текст:
непосредственный.
[1]
Ковалевская О. В. Судебная власть в системе разделения властей / О. В.
Ковалевская // Государство и право; учредители Институт государства и
права РАН, Российская академия наук: Москва, 2014. – №11. – С. 105. –
ISSN 1026-9452. – Текст: непосредственный.
[2] Левин С. В.
Судебный контроль над исполнительной властью в Российской Федерации / С.
В. Левин // Государство и право; учредители Институт государства и права
РАН, Российская академия наук: Москва, 1996. – №7. – С. 105. – ISSN
1026-9452. – Текст: непосредственный.
[3] Фоков А. Судебная власть в системе разделения властей / А. Фоков – Репр. воспр. изд. 1986 г. – Москва: Норма : ИНФРА-М, 2017. – С. 300. – ISBN 978-5-91768-771-1. – Текст: непосредственный.
[4] Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. – Москва : Российский государственный университет правосудия, 2015. – С. 204. – ISBN 310-7-07- 023029-2. – Текст : непосредственный.
[5]
Российская
Федерация. Законы.
О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный
закон № 1-ФКЗ: текст с изменениями и дополнениями на 01 января 2023
года: [принят Государственной Думой 23 октября 1996 года]. – Текст :
электронный // Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. –
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW _12834/. – Режим
доступа: сеть Интернет