ТЯНИШЕВА Е.В.
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный
университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и
права и международного права юридического института.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИХ МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ
СИСТЕМЕ РФ
Аннотация.
В статье рассматривается место международных договоров в системе национального
законодательства. Одной из важнейших и актуальных проблем права является
соотношение норм международного и внутригосударственного права.Автор статьи
считает, что место международных соглашений в национальном законодательстве
зависит от способа и условий их принятия. В Российской Федерации, несмотря на
закрепленное преимущество международного права в Конституции РФ над
национальным, актуальным остается вопрос определения степени необходимости
применения международных договоров и их приоритета в связи с нестабильностью
мирового порядка.
Ключевые слова:
международные договоры; законодательство; право; нормы права.
INTERNATIONAL TREATIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: THEIR PLACE IN THE NATIONAL
LEGAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract.
The article examines the place of international treaties in the system of
national legislation. One of the most important and urgent problems of law is
the correlation between the norms of international and domestic law. The author
of the article believes that the place of international agreements in national
legislation depends on the method and conditions of their adoption. In the
Russian Federation, despite the fixed advantage of international law in the
Constitution of the Russian Federation over national law, the issue of
determining the degree of necessity for the application of international
treaties and their priority in connection with the instability of the world
order remains relevant.
Keywords:
international treaties; legislation; law; norms of law.
Испокон веков для поддержания стабильности в мировом пространстве, расцвета
экономики и развития многостороннего сотрудничества государства стремились
заключать соглашения. Без письменного обоснования прекращения кровавых войн,
сражений не было правовой базы, отсюда и договоренности о ненападении и
сосуществовании в спокойствии и благоденствии. А следовательно, и разборки могли
продолжаться днями, неделями, месяцами, годами беспрерывно. Но разумный подход к
жизни научил людей сохранять природные ресурсы для повышения качества своей же
жизни и не вступать в конфликты абсолютно без причины.
Конечно,
случалось такое, что даже правильно и грамотно оформленный и подписанный
сторонами возможного военного противостояния договор не играл для одной из них
весомой роли. Одним из самых ярких примеров, разумеется, является Договор о
ненападении, именуемый Пактом Молотова-Риббентропа, который злостно нарушила
Германия и нарушила покой жителей СССР.
Но это лишь
исключения из правил. И говоря о месте международных договоров РФ в правовой
системе России, стоит сказать, что они занимают далеко не последнее.
Начнем с
интерпретации термина «международный договор» в юридической литературе.
Обратившись к положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969
г. и Федеральному закону о международных договорах РФ 1995 г. международный
договор – это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с
иностранным государством (или государствами), либо с международной организацией,
либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в
письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того,
содержится это соглашение в одном или в нескольких связанных между собой
документах, а также независимо от его конкретного наименования [7].Согласно
мнению И.В. Гетьман-Павловой, международный договор есть соглашение, которое
заключается субъектами международного права и регулирует их отношения
посредством установления их прав и обязанностей [8].Определения различаются,
первое подробно описывает процесс взаимодействия контрагентов, второе сводит
значение применения международных норм к соблюдению субъективных составляющих
сторон с точки зрения законодательства. Однако оба детерминируют международный
договор как важный компонент современной правовой жизни общества.
Как гласит
пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации – общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы [1].
Конституционные
реформы отражают теоретическое осмысление происходящих процессов в обществе и
государстве, включая обновление различных сторон общественной жизни, в том числе
расширение практики применения международных договоров в российской правовой
системе, появление новых субъектов толкования международных договоров в
международных отношениях, использующих новые приемы и методы толкования, ранее
неизвестные практике [9].
Достижение Россией сотрудничества в виде письменных соглашений с другими
государствами важно для функционирования российского права, поддержания тесных
политических связей и развития сотрудничества в сфере экономики и распределения
благ. А также для спокойного, нетревожного проживания всех народов мира.
Международные договоры Российской
Федерации играют немалую роль в процессе реализации норм гражданской и уголовной
отраслей нашего национального права. Такую позицию вынес на всеобщее обозрение
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ
[10]. Нормы международного договора могут использоваться не только в
гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом, но и часто служат ключом
к решению противоречий в отношениях граждан и юридических лиц Российской
Федерации по поводу защиты прав интеллектуальной собственности, при
осуществлении различных видов перевозок грузов и пассажиров российскими
перевозчиками.
Международные договоры России могут иметь разнообразную природу и
содержание. Это может быть договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве,
договор о торгово-экономическом сотрудничестве, договор о правовой помощи,
договор о приграничной сотрудничестве и т.д. Каждый из этих договоров регулирует
конкретные аспекты взаимоотношений между Россией и другими государствами.
Международные договоры России, как правило, разрабатываются, обсуждаются
и заключаются с участием Президента РФ и Государственной Думы. После ратификации
договора Государственной Думой и Федеральным Собранием, они вступают в силу и
обязательны для выполнения в Российской Федерации. В случае противоречия
внутреннему закону, международный договор применяется при разрешении споров и
конфликтов. Они также могут быть использованы в качестве юридического основания
для защиты прав и интересов российских граждан и компаний на международной
арене.
Перейдем к рассмотрению текстов некоторых федеральных
законов Российской Федерации для определения места и роли международных
документов.
Начнем с Гражданского Кодекса Российской Федерации,
который в статье 7 декларирует следующее: «Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской
Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации» [2]. То есть
гражданские правоотношения подчиняются действию международных документов,
которые Россия одобрила и подписала, с оговоркой о ценности конституционных
норм, их консистентности.
В части 2 статьи 1 Гражданский Процессуальный Кодекс
РФ содержит классические для федеральных законов положения о соотношении норм
международного права и национального законодательства: «Если международным
договором РФ установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те,
которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора».
Однако ГПК РФ, как и ГК РФ, уточняет далее, что международные нормы все-таки не
должны противоречить нашей Конституции.
Следует упомянуть и Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях, который в своей статье 1.1 подобно другим
нормативным актам основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и
нормах международного права и международных договорах РФ [3]. Он легитимно
подкрепляет курс на приоритетное соблюдение норм международного права в
сравнении с национальным законодательством государства.
Также статья 10 Трудового кодекса РФ содержит положение о
международных нормах и их соотношении с национальным правом в трудовой сфере
[4]. Расширяя текст данной статьи, обратимся к ее толкованию. Если прочесть
комментарий относительно нее, то можно определить некоторые основополагающие
международные документы. Отсюда сформулируем мысль следующим образом: граждане
при защите своих прав, вправе ссылаться на международные договоры, содержащие
стандарты труда, в том числе Всеобщая декларация
прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах
1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свободах 1950 г.,
Филадельфийская 1944 г. и две Женевские декларации МОТ 1998 г. и 2008 г.
Дополняя предыдущий абзац, отметим, что обязательства
государств-членов МОТ по поводу охраны трудовых прав имеют место в Декларации
Международной Организации Труда об основополагающих принципах и правах в сфере
труда. К таким относятся: свобода объединения и признание права на ведение
коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или
обязательного труда; запрещение детского труда; недопущение дискриминации в
области труда и занятий.
Часть 3 статьи 1 Уголовного Процессуального Кодекса РФ
гласит: «Международные договоры Российской Федерации являются составной частью
законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного
договора» [5].
Самую значительную роль в уголовном процессе играют
международные договоры, которые Российская Федерация заключает с другими
государствами касательно правовой помощи, включая
правовое
обеспечение экстрадиции, ведь она является
важным аспектом рассмотрения и разрешения дела по существу и максимально точно и
верно.
К таким необходимым документам для регулирования
международной сферы права можно отнести, например, Типовой договор ООН о выдаче
от 14 декабря 1990 г. и Европейскую конвенция об упрощенном производстве в
отношении выдачи от 10 марта 1995 г. и другие международные договоры.
В целом, можно говорить о необходимости использования
самых разнообразных норм международного права, применяемых в различных отраслях
российского права. Они полезны при возникновении элемента недосказанности,
трудного и многостороннего спора, а также сложной по своей сути категории дел
гражданского, уголовного характера и т.д.
Однако в настоящее время статьей 79 Конституции РФ,
подвергшейся изменениям в 2020 году, установлено новое правило в использовании
норм международного права. В ныне действующей редакции говорится, что Российская
Федерация может принимать участие в межгосударственных объединениях при условии,
что такое действие не будет ограничивать права и свободы человека и гражданина и
не будет противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. А
принятые на основании положений международных договоров РФ решения
межгосударственных органов, которые не соответствуют, противоречат Конституции
РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Также вполне допустимо сказать, что сейчас возвышение международных норм и
принципов вполне способно возбудить недовольство. По нашему мнению, роль
международных договоров РФ в функционировании правовой системы России сейчас
снижена из-за различных факторов. Прежде всего – сложные взаимоотношения нашей
страны с западными странами. Многие договоры международного характера вполне
могут встретить скептику и недоверие. Такая тенденция в данный момент существует
в недружественной для России стране – Соединенных Штатах Америки. Они неохотно
ратифицируют внешние соглашения и подозрительно смотрят на содержание
международных документов. А можно ли предположить, что такие общепризнанные
нормы и принципы являются неким хитрым
инструментом для ущемления российского суверенитета? Вопрос каверзный и требует
полного осмысления, и мнения сложатся разные.
На уровне законодательства реакция такова: Россия отменяет ратификацию
международных договоров. Более того, Российская Федерация приостанавливает
членство во многих организациях, таких как Совет Европы, Международная
организация труда, Совет по правам человека. Относительно прекращения участия
России в первой организации в феврале 2023 года вступил в силу федеральный закон
[6].
Несмотря на это,
нельзя сказать, что Россия стремится разрушить то, чего добивалась долгие годы —
понимания и взаимопомощи не только с ближайшими соратниками, но и странами за
пределами СНГ. Однако выгодное партнерство строится на доверии и однозначных
свершениях в правовой или иной сфере. А противоречивые действия стран ЕС,
поступающих неразумно и во вред себе же в попытке сильнее навредить РФ, не
позволяют России всецело верить в правильность использования международных
договоров для разрешения различных споров внутри страны. Поэтому мы предположим
о торможении развития международных отношений Российской Федерации с Западом и
их налаживании с восточными государствами. Попросту говоря – смене курса в
межнациональном партнерстве и многоплановом сотрудничестве.
И продолжая последнее предложение предыдущего абзаца, мы хотим рассмотреть
наиболее необходимую тенденцию внешней политики нашего государства. Говоря о
роли международных договоров Российской Федерации для функционирования правовой
системы России, подчеркнем аспект выгоды от приобретения определенных союзников
в лице стран, не выступивших против политики РФ в данный момент. Но как и раньше
критерии выбора складываются на основе многих факторов таких как экономика,
политика и даже геополитика. Одним из крупнейших партнеров России в сфере
реализации норм международного права является Китай, который располагает большим
рынком для российских товаров и услуг. В двухстороннем сотрудничестве выделяются
энергия, торговля и инфраструктурные проекты. Также торговое сотрудничество
выглядит небезнадежным с Беларусью, Вьетнамом и Индией. Российская Федерация
заключает международные договоры с этими странами, так как они не проявляют
вражды и способны прийти к компромиссу в решении стратегических задач на благо
производства и развития промышленности. Но стоит отметить, что некоторые услуги
западных стран вполне можно назвать уникальными, и восполнить их будет тяжелее и
дольше, чем может казаться. Однако Россия проходит этап преобразований,
стремится к реформациям и совершению сделок лишь с теми, кто не способен предать
и действовать только на собственное благо. Международные договоры с западными
партнерами и указанные в них нормы права тускнеют и теряют актуальность на фоне
совершаемых Европой действий. Отсюда и сила общепризнанных принципов и норм
международного права постепенно меняется, возвышается собственное
законодательство, рушатся каноны исторического превосходства ООН над Россией, а
также в приоритете возрастают международные соглашения с восточными странами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что место международных договоров в
законодательстве Российской Федерации варьируется под гнетом политических
процессов и разногласий глав государств, а также различной направленности в
достижении поставленных целей. Сейчас для кого-то главное только финансовое
благополучие лишь своей страны, поэтому сотрудничество не представляется
возможным во избежание нечестного партнерства – с выгодой только для одной из
сторон переговоров. Международное право России проходит сложный период своего
существования, функционирования и предназначения, его нормы все чаще теряют силу
в сравнении с национальным законодательством, а некоторые договоры становятся
просто бесполезными.
Также хочется дать собственную оценку происходящим трансформациям права и
правовой жизни российского общества в условиях нынешней обстановки. Российская
Федерация пребывает в состоянии противоборства с западным миром и
преобразовывает свои подходы к ведению внешней политики государства, испытывая
при этом давление США и союзников с антироссийской и собственно проамериканской
идеологией. Изменения в ядерную доктрину, внесенные президентом в сентябре 2024
года, ставят целью предотвратить гегемонию штатов и нарушить их планы по
нейтрализации России с мировой арены. Не отвечать на агрессию Запада Россия не
имеет права, ведь согласно указа президента от 09.11.2022 года необходимо
отстаивать интересы своего народа и традиционные ценности страны. В данном ключе
наше государство способно взаимодействовать и развиваться дальше вместе со
странами третьего мира, какой курс уже взят и продолжается.
ЛИТЕРАТУРА:
1
Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: текст с
изменениями и дополнениями по состоянию на 1 июля 2020 года : [принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] // Официальный интернет-портал
правовой информации : [сайт]. – 2020. – 4 июля. URL:
http://pravo.gov.ru/constitution/.
2
Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая) : ГК : текст с изменениями и дополнениями на 8 августа 2024 года:
[принят Государственной Думой 21 октября 1994 года : одобрен Советом Федерации
21 октября 1994 года] // КонсультантПлюс: [справ. правов. система]. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154.
3
Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях : КоАП : текст с изменениями и дополнениями на
8 августа 2024 года : [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года :
одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года] // КонсультантПлюс :
[справ.-правов. система]. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
4
Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации: ТК:
текст с изменениями и дополнениями на 8 августа 2024 года : [принят
Государственной Думой 21 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26
декабря 2001 года] // КонсультантПлюс : [справ. правов. система]. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/.
5
Российская Федерация. Законы. Уголовный процессуальный кодекс Российской
Федерации : УПК : текст с изменениями и дополнениями на 29 мая 2024 года:
[принят Государственной Думой 22ноября2001 года : одобрен Советом Федерации 5
декабря2001 года] // КонсультантПлюс : [справ. правов. система]. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.
6
О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных
договоров Совета Европы : Федеральный закон № 43-ФЗ [принят Государственной
Думой 16 февраля 2023 года : одобрен Советом Федерации 22 февраля 2023 года] //
КонсультантПлюс : [справ.-правов. система]. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_440539/.
7
Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное
пособие : в 2 томах. Том 2 / С. А. Авакьян. 7-е изд., перераб. и доп. Москва :
Норма : ИНФРА-М, 2022. 936 с.
8
Международное право: учебник для вузов / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В.
Постникова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт. 2023. 560 с.
9
Современная концепция толкования международных договоров : монография /
под ред. А. Я. Капустина. Москва: Институт законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРА-М, 2022.
432 с.
10
Решение МКАС при ТПП РФ от 29 сентября 1997 года по делу
№ 470/1996. // URL: https://resheniya-sudov.ru/2004/305552.