ФЕДИН А. Д.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», студент юридического факультета.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ.

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности общественно-политического и социально-экономического развития Республики Мордовия. В работе рассмотрены региональные целевые программы, их задачи и цели.

Ключевые слова. Социально-экономическое развитие; Валовый региональный продукт; Общественно-политическая жизнь; Социально-экономическая инфраструктура; Региональные целевые программы.  

 

SOCIO-POLITICAL LIFE AND

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA.

 

Abstract. The article deals with the features of socio-political and socio-economic development of the Republic of Mordovia. The paper considers regional target programs, their tasks and goals.

Keyword. Socio-economic development; Gross regional product; Socio-political life; Socio-economic infrastructure; Regional target programs.

 

К концу ХХ столетия, в Республике Мордовия, нарастал кризис политической стабильности. Главным образом этому способствовало разобщение политических элит и их различные взгляды, и видение на дальнейшее развитие республики. В дальнейшем это обстоятельство привело и к обострению взаимоотношений между регионом и федеральным центром, а также глубокому ухудшению социально-экономического положения региона.

Весьма перспективной была позиция Н. И. Меркушкина, фактически занимавшего к 1993 году пост руководителя Экономического союза ведущих промышленных предприятий (общественно-политическая организация), который выступал за скорейший переход к рыночной экономике, достижение консолидации между политическими силами в регионе, и отказ от противоборства с федеральным центром.

Позиция Н. И. Меркушкина получила широкую поддержку у народа и политических группировок, свидетельством которой стало его избрание в январе 1995 г. сначала председателем Государственного Собрания Республики Мордовия, а 22 сентября этого же года на Конституционном Собрании – Главой Республики Мордовия.

Под руководством Н. И. Меркушкина республика стала проводить политику, направленную на обеспечение социальной и политической стабильности, на повышение уровня жизни в регионе. На основе принятой Правительством РФ Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы в экономику нашего региона поступило порядка 1 млрд рублей. В то же время возросли капиталовложения в промышленное производство за счет собственных средств, были приняты меры для повышения собираемости налогов, получили финансовую поддержку сельскохозяйственные предприятия.

В октябре 1996 г. началась реформа межбюджетных отношений на селе, которая обеспечила стимулирование наиболее активно работающие хозяйства, предоставляла им максимум свободы в распоряжении собственными доходами.

По средствам проведения данных изменений Н. И. Меркушкину удалось концу 1990-х гг. преодолеть возникший политический кризис и стабилизировать жизнь в регионе. А ответом на данные положительные изменения в жизни региона стала убедительная победа политика на выборах Главы РМ в 1998 и 2003 гг. На выборы Н. И. Меркушкин шел под лозунгом «Согласие. Порядок. Созидание», который был выдвинут в 1997 году.

Что касается экономических показателей республики, то с 2000 по 2005 г. ВРП Мордовии увеличился в 1,6 раза, объем промышленного производства и инвестиций в основной капитал – более чем в 2 раза, валовая продукция сельского хозяйства – в 1,2 раза, реальные доходы населения – в 1,6 раза, заработная плата – в 2,4 раза. Число людей с доходами ниже прожиточного минимума сократилось с 53 до 26 %.

В выступлении на заседании Правительства РФ 28 апреля 2006 г.               Д. А. Медведев отметил, существование в республике эффективной системы управления и эффективной управленческой команды. Это первый регион, где сельские муниципалитеты стали отвечать за реализацию продукции с личных подворий граждан.

В настоящее время, действуют 26 государственных программ, регламентирующих социально-экономическое развитие Мордовии.

Отметим, что бюджетная политика Республики Мордовия в области расходов направлена на совершенствование структуры расходов бюджета, на решение приоритетных проблем. В первую очередь, это выплата заработной платы, безусловное исполнение действующих социально значимых расходных обязательств, повышение доступности и качества оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). [1].

Экономическая политика региона направлена, прежде всего, на создание условий и стимулов для привлечения инвестиций, на поддержку предпринимательской активности, на развитие малого и среднего бизнеса, на формирование необходимой для этого инфраструктуры, на создании условий для снижения безработицы и административных барьеров.

По итогам 2016 года Мордовия вошла в пятерку регионов с самым быстрым ростом экономики в 2016 году. Размер валового регионального продукта в республике составил 209,6 млрд руб. По сравнению с 2015 годом – рост 5,2%.

По итогам 2018г. валовой региональный продукт Республики Мордовия составил 238 млрд рублей, увеличившись в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года в 2,8 раза больше, по сравнению с 2017 г.

Социально-экономическая ситуация в Республике Мордовия в январе-июле 2020 года характеризовалась положительной динамикой промышленного и сельскохозяйственного производства, реальной и номинальной начисленной заработной платы.

Сельское хозяйство республики является одной из значимых отраслей экономики. Валовая продукция сельского хозяйства на январь-июль 2020г. составила 26,3 млрд. рублей – 106,1% к январю-июлю 2019 года. В хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 201,3 тыс. тонн – 109,0% к соответствующему периоду прошлого года, молока – 283,8 тыс. тонн – 103,8%, яиц – 908,3 млн. штук – 103,2 %. [2].

Демографическая ситуация в республике характеризуется низкими параметрами воспроизводства населения и сокращением его численности. Численность постоянного населения Мордовии на 2020г. составляет 790 197 человек. За период январь-май 2020г. естественный прирост составил –2192 человека.

Вышеизложенные нами факты свидетельствуют о том, что принятые руководством Мордовии решения, направленные на достижение согласия, обеспечения стабильности и порядка во всех сферах жизни республики имели свои плоды и позволили вывести регион из числа глубоко депрессивных и создать условия для дальнейшего развития.

Отметим, что в последние годы во многом благодаря согласованным действиям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления удалось улучшить большинство показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития Республики Мордовия.

ЛИТЕРАТУРА:

1.                Официальный сайт органов государственной власти Республики Мордовия. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/otkrytye-dannye/byudzhet-dlya-grazhdan/

2.                Официальный сайт Министерства экономики Республики Мордовия. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/directions-of-activity/socio-economic/information-on-the-socio-economic-situation-of-the-republic-of-mordovia-in-m.php

3.                Официальный сайт Министерства финансов Республики Мордовия. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mfrm.moris.ru.