ФЕДИН А. Д.
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный
исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,
студент юридического факультета.
Аннотация.
В статье рассматриваются
особенности общественно-политического и социально-экономического развития
Республики Мордовия. В работе рассмотрены региональные целевые программы, их
задачи и цели.
Ключевые слова.
Социально-экономическое
развитие; Валовый региональный продукт; Общественно-политическая жизнь;
Социально-экономическая инфраструктура; Региональные целевые программы.
SOCIO-POLITICAL LIFE AND
SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA.
Abstract.
The article deals with the features of socio-political and socio-economic
development of the Republic of Mordovia. The paper considers regional target
programs, their tasks and goals.
Keyword.
Socio-economic development; Gross regional product; Socio-political life;
Socio-economic infrastructure; Regional target programs.
К концу ХХ столетия, в
Республике Мордовия, нарастал кризис политической стабильности. Главным образом
этому способствовало разобщение политических элит и их различные взгляды, и
видение на дальнейшее развитие республики. В дальнейшем это обстоятельство
привело и к обострению взаимоотношений между регионом и федеральным центром, а
также глубокому ухудшению социально-экономического положения региона.
Весьма перспективной была
позиция Н. И. Меркушкина, фактически занимавшего к 1993 году пост руководителя
Экономического союза ведущих промышленных предприятий (общественно-политическая
организация), который выступал за скорейший переход к рыночной экономике,
достижение консолидации между политическими силами в регионе, и отказ от
противоборства с федеральным центром.
Позиция Н. И. Меркушкина
получила широкую поддержку у народа и политических группировок, свидетельством
которой стало его избрание в январе 1995 г. сначала председателем
Государственного Собрания Республики Мордовия, а 22 сентября этого же года на
Конституционном Собрании – Главой Республики Мордовия.
Под руководством Н. И.
Меркушкина республика стала проводить политику, направленную на обеспечение
социальной и политической стабильности, на повышение уровня жизни в регионе. На
основе принятой Правительством РФ Федеральной программы экономического и
социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы в экономику нашего
региона поступило порядка 1 млрд рублей. В то же время возросли капиталовложения
в промышленное производство за счет собственных средств, были приняты меры для
повышения собираемости налогов, получили финансовую поддержку
сельскохозяйственные предприятия.
В октябре 1996 г. началась
реформа межбюджетных отношений на селе, которая обеспечила стимулирование
наиболее активно работающие хозяйства, предоставляла им максимум свободы в
распоряжении собственными доходами.
По средствам проведения
данных изменений Н. И. Меркушкину удалось концу 1990-х гг. преодолеть возникший
политический кризис и стабилизировать жизнь в регионе. А ответом на данные
положительные изменения в жизни региона стала убедительная победа политика на
выборах Главы РМ в 1998 и 2003 гг. На выборы Н. И. Меркушкин шел под лозунгом
«Согласие. Порядок. Созидание», который был выдвинут в 1997 году.
Что касается экономических
показателей республики, то с 2000 по 2005 г. ВРП Мордовии увеличился в 1,6 раза,
объем промышленного производства и инвестиций в основной капитал – более чем в 2
раза, валовая продукция сельского хозяйства – в 1,2 раза, реальные доходы
населения – в 1,6 раза, заработная плата – в 2,4 раза. Число людей с доходами
ниже прожиточного минимума сократилось с 53 до 26 %.
В выступлении на заседании
Правительства РФ 28 апреля 2006 г.
Д. А. Медведев отметил, существование в республике
эффективной системы управления и эффективной управленческой команды. Это первый
регион, где сельские муниципалитеты стали отвечать за реализацию продукции с
личных подворий граждан.
В настоящее время, действуют
26 государственных программ, регламентирующих социально-экономическое развитие
Мордовии.
Отметим, что бюджетная
политика Республики Мордовия в области расходов направлена на совершенствование
структуры расходов бюджета, на решение приоритетных проблем. В первую очередь,
это выплата заработной платы, безусловное исполнение действующих социально
значимых расходных обязательств, повышение доступности и качества оказания
государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). [1].
Экономическая политика
региона направлена, прежде всего, на создание условий и стимулов для привлечения
инвестиций, на поддержку предпринимательской активности, на развитие малого и
среднего бизнеса, на формирование необходимой для этого инфраструктуры, на
создании условий для снижения безработицы и административных барьеров.
По итогам 2016 года Мордовия
вошла в пятерку регионов с самым быстрым ростом экономики в 2016 году. Размер
валового регионального продукта в республике составил 209,6 млрд руб. По
сравнению с 2015 годом – рост 5,2%.
По итогам 2018г. валовой
региональный продукт Республики Мордовия составил 238 млрд рублей, увеличившись
в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года в 2,8 раза больше, по сравнению с
2017 г.
Социально-экономическая
ситуация в Республике Мордовия в январе-июле 2020 года характеризовалась
положительной динамикой промышленного и сельскохозяйственного производства,
реальной и номинальной начисленной заработной платы.
Сельское хозяйство республики
является одной из значимых отраслей экономики. Валовая продукция сельского
хозяйства на январь-июль 2020г. составила 26,3 млрд. рублей – 106,1% к
январю-июлю 2019 года. В хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на
убой (в живом весе) 201,3 тыс. тонн – 109,0% к соответствующему периоду прошлого
года, молока – 283,8 тыс. тонн – 103,8%, яиц – 908,3 млн. штук – 103,2 %. [2].
Демографическая ситуация в
республике характеризуется низкими параметрами воспроизводства населения и
сокращением его численности. Численность постоянного населения Мордовии на
2020г. составляет 790 197 человек. За период январь-май 2020г. естественный
прирост составил –2192 человека.
Вышеизложенные нами факты
свидетельствуют о том, что принятые руководством Мордовии решения, направленные
на достижение согласия, обеспечения стабильности и порядка во всех сферах жизни
республики имели свои плоды и позволили вывести регион из числа глубоко
депрессивных и создать условия для дальнейшего развития.
Отметим, что в последние годы
во многом благодаря согласованным действиям со стороны органов государственной
власти и местного самоуправления удалось улучшить большинство показателей,
характеризующих уровень социально-экономического развития Республики Мордовия.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Официальный
сайт органов государственной власти Республики Мордовия. – [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://www.e-mordovia.ru/otkrytye-dannye/byudzhet-dlya-grazhdan/
2.
Официальный
сайт Министерства экономики Республики Мордовия. – [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://mineco.e-mordovia.ru/directions-of-activity/socio-economic/information-on-the-socio-economic-situation-of-the-republic-of-mordovia-in-m.php
3.
Официальный сайт Министерства
финансов Республики Мордовия. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://mfrm.moris.ru.