КАНТЕЕВ К. Р.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета.

 

ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ГЕРМАНСКОГО НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА (НСДАП)

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности правовой идеологии германского национал-социализма. Исследование проходит через призму политико-правового учения национал-социалистов, рассматривается роль права в Третьем Рейхе и роль основателей национал-социализма.

Ключевые слова: Правовая идеология национал-социализма, НСДАП, Третий Рейх, германский национал-социализм, правовая доктрина, антисемитизм.

 

LEGAL DOCTRINE OF GERMAN NATIONAL SOCIALISM (NSDAP)

Abstract. This article discusses the features of the legal ideology of German national socialism. The research goes through the prism of the political and legal teachings of the national socialists, examines the role of law in the Third Reich and the role of the founders of national socialism.

Key word: Legal ideology of national socialism, NSDAP, Third Reich, German national socialism, legal doctrine, anti-Semitism.

 

Первые предпосылки возникновения политической национал-социалистической идеологии возникли 1870-1880-е годы. Выглядели они на тот момент в виде политических организационных объединений, народных или студенческих союзов и имели антисемитистский характер. Нельзя не обратить внимание на деятельность таких учёных ариософов Гвидо фон Листа (1848-1919 гг.) и Йорга Ланца фон Либенфельса (1874-1954 гг.), которые до начала Первой мировой войны, объединили народнический (völkisch) немецкий национализм и расизм с оккультными концепциями. Они считали, что существует некий враждебный антигерманский заговор (к сторонникам заговора относились все неарийские расы, особенно выделяют евреев, и даже раннюю церковь), направленный на разрушение идеального немецкого мира. Экономический кризис, политическая неопределённость и ослабление власти германского начала, являлось или изображалось ими как последствия расовых смешений.

Народническое (volkisch) движение, объединило концепции национализма, антилиберализма, культурного пессимизма и расизма в приемлемую идеологическую систему. В XIX веке для немецкой нации термин «volk» (с немецкого «народ») означал национальное единство. Идеологическую основу само понятие «volk» приобрело по двум причинам: во-первых, эта культурная ориентация была результатом весьма медленного объединения самой Германии; во-вторых, она была связана с распространившейся романтической реакцией на современность.

Репутация Листа среди членов volkisch и националистических объединений укрепилась в результате освещения его научной и общественной деятельности 1908 года. Ариогерманские институты оказались предметом регулярных обсуждений в volkisch прессе. Начиная с 1909 года имя Гвидо фон Листа хорошо известно volkisch кружкам Австрии и Германии. И лишь в феврале 1911 года о его научных трудах были зачитаны три академические лекции в Вене и Берлине.

Воодушевившись современным пангерманским настроением, Гвидо фон Лист был крайне заинтересован объединением австрийских немцев с их компатриотами в Рейхе. Он считал, что Armanenschaft (терм. Armanenschaft – древняя иерархия тевтонского мира) его политико-религиозные аспекты должны развиваться в самой Германии и в Дунайской области, как и в древние времена. [3, c. 95]

Мысль Йорка Ланц фон Либенфельса опиралась на радикальную теологию историческую избирательность и глубокомысленные научные построения. Объектом внимания его арио-христианской доктрины была дуалистическая ересь. Терминология Ланца отвечала всему разнообразию современных дисциплин, гуманитарных и естественных наук. [3, c.127]

Изначально Немецкая рабочая партия возникла как общественное движение 5 января 1919 года под руководством Антона Дрекслера и Карла Харрера, которую позднее (в 1921 году) под новым названием Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) возглавил Адольф Гитлер. Можно сказать, в момент её основания это была партия с чётко выраженными левыми, рабочими тенденциями направленная на защиту прав и свобод рабочего населения на национальной платформе, а не на интернациональной как предлагали сторонники Социал-демократической партии (СДПГ) ещё в XIX веке [6, с. 13].

Национал-социалистическая партия Германии (НСДАП) провела общегерманский съезд (в январе 1923 года), а затем крупномасштабный парад штурмовиков в Мюнхене. В то время на территории Баварии на нацистов положительно влияли такие обстоятельства как: результаты подавления Баварской советской республики 1919 г., присутствие милитаристских «добровольческих корпусов», чьи участники являлись сторонниками нацизма, также лояльно и толерантно относился к нацизму сам генеральный комиссар Баварии Густав фон Кара. Положению стабильности НСДАП также способствовало переход на их сторону бывшего генерал-квартирмейстера кайзеровской армии генерал-полковника Эриха Людендорфа, обладателя боевых заслуг за участие в Первой мировой войне [2].

Но в конце 1925 года сформировалось организованная оппозиция по отношению к Гитлеровскому руководству Национал-социалистической партии. Соответственно партия НСДАП разделилась на левую и правую партийную фракцию. Возглавляли данное левое течение братья Отто и Грегор Штрассеры. Они поддерживали Коммунистическую партию Германии (КПГ) в конфискации собственности князей и организовывали свои боевые «нацистские» профсоюзы. Отличие Штрассеровского движения от движения Гитлера в том, что если разбирать сам национал-социализм, то первые выступали за социализм, но не реформистский, а за национальный социализм. Но в течении определённого времени данное оппозиционное объединение потеряло своё влияние и в итоге распалась. [7, с. 8]

Многие исследователи, изучающие национал-социализм со стороны разного рода научных дисциплин представляют его с негативной стороны. Не взирая на актуальность проблематики, негативное отношение и субъективные оценки явлений происходящие во времена существования Третьего Рейха, исключает как объективность научного изучения, так и соответственно вероятность на получение новых знаний о национал-социалистической идеологии с разных сторон.

В процессе исследования правовой идеологии национал-социализма мы сталкиваемся с нетрадиционным пониманием данного термина. Более точное определение дал профессор В.М. Серых. В его понимании правовая идеология - это отношение к праву, сформированное в основном политическими партиями, которое основывается на защите интересов классов и слоев общества, представляемых данной партией [5, с. 364]. Нельзя не согласится с тем, что, изучая данную правовую идеологию в Третьем Рейхе, в первую очередь мы должны рассматривать отношение НСДАП с ее конкретной идеологией к пониманию права и его роли в обществе. Национал-социализм являлся не только политическим учением, а всеобщим признанием, о чем регулярно твердили его идеологи [1, с. 298], именно поэтому предполагалось масштабное реформирование многих институтов государства и общества. Соответственно, все реформы обязаны были формироваться под влиянием государственной идеологии, а право же естественно в свою очередь, обязано было легитимировать все эти действия. Следовательно, изучая основополагающие взгляды идеологов Третьего Рейха, мы таким образом вникаем в саму суть правовой идеологии германского национал-социализма.

Рассмотренная правовая система свидетельствовала об изменении основополагающих принципов в взаимоотношении человека и государства, а также о формировании новой правовой доктрины, неразрывно связанной с идеологией национал-социализма. Основным отличием от либеральных правовых систем являлось положение личности в правовой идеологии. Не взирая на приоритет права народа над правом отдельного человека, личность понималась национал-социалистами как неотъемлемая и необходимая часть общества [4, c. 267].

Что же касается общественных интересов, то они представляют собой интересы народа, ограниченного национальной принадлежностью, иначе говоря, личные интересы в идеале обязаны были соответствовать интересам немецкого народа. Соответственно при разработке нового гражданского кодекса того времени «Народного уложения» - использовался основной концепт всей правовой идеологии национал-социализма; «Право есть то, что полезно народу и Рейху» [3, c. 154].

Таким образом, сущность правовой идеологии Третьего Рейха на прямую закономерно связана с приходом национал-социалистов к власти. Поводом прямого соответствия правовой идеологии и государственной идеологии в целом, является представление националистами народу своих убеждений целым мировоззрением. Оно же в следствии одобрения, принималось в полном объеме без тех или иных правовых других уступок и изменений. Соответственно изучение сущности правовой идеологии невозможно без учета основных положений всей идеологии национал-социализма.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Гитлер А. «Моя борьба» / перевод с нем. – М.: «Т-ОКО», 1992. – 590 с.

2.     Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Когда легенды станоятся былью / Н. Гудрик-Кларк. – М.: Родина, 2019. – 304 с.

3.     История фашизма в Западной Европе. – М.: Наука, 1987. – 616 с.

4.     Морозова Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. –  414 с.

5.     Шулье Х. Краткая история Германии / Х. Шулье. – М., – 2004. – 170 с.

6.     Штрассер О. Гитлер и я. Моя борьба с фюрером. / О. Штрассер; [пер. с англ. И. Павленко, И. Беложенко]. – М.: Родина, 2019. – 320 с.

7.     Hitzer F. Der Mord im Hofbràuhaus. Unbekanntes und Vergessenes aus der Baierischen Ràterepublik. – Frankfurt a. M., 1981