ДЕДКОВА Ю.А.

ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЯ ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО

 

Место учебы: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Республика Беларусь).

Научный руководитель: Зорин Роман Георгиевич, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, кандидат юридических наук.

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы задержания подо­зреваемого как одной из наиболее часто применяемых мер уголовно-­процессуального принуждения. Ее эффективность и значимость в структуре процесса уголовного преследования трудно переоценить, в связи с чем изучение проблем этого уголовно-процессуального инсти­тута нашло отражение в трудах многих учёных, а также в данной статье. Особый исследовательский интерес представляет проблема определения оснований и условий задержания подозреваемого. В статье предложены меры по совершенствованию законодательства, регулирующего этот институт права.

Ключевые слова: уголовный процесс, подозреваемый, задержание

Y.A. DEDKOVA

Legal conditions and bases of detention of the suspect

Abstract. In article some problem questions of detention of the suspect as one of most often applied measures of criminal procedure coercion are considered. In structure of process of criminal prosecution it is difficult to overestimate its efficiency and the importance in this connection studying of problems of this criminal procedure institute found reflection in works of many scientists, and also in this article. Particular research interest is represented by a problem of definition of the bases and conditions of detention of the suspect, measures for improvement of the legislation regulating this institute of the right are offered.

   Keywords: criminal trial, suspect, detention.

Проводимая в Республике Беларусь политика направлена на форми­рование демократического правового государства, укрепление законности и правопорядка, максимальное обеспечение прав и свобод граждан, что требует постоянного совершенствования всей правовой системы, в том числе деятельности правоохранительных органов. Движение к правовому государству неразрывно0связано с усилением борьбы с преступ­ностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонару­шения и использованием всей силы законов для решения этих задач, являющихся в настоящий момент0острыми и значимыми внутриполити­ческими проблемaми [3].

Среди правовых средств, которые закон предоставляет правоохранительным органам для решения задач уголовного судопроизводства, важное место занимает задержание. Эта эффективная мера государственно-властного принуждения создает необходимые условия для выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Своевременно предпринятое задержание исключает возможность скрыться от органов уголовного преследования и воспрепятствовать установлению истины по уголoвнoму делу, продолжить преступную деятельность [3].

В 2006 г. общее количество задержанных по республике составило 29 523 человека, в 2007 г. — 25 511 человек, в 2008 г. — 24 053 человека, а в 2009 г. — 25 351 человек [3, с. 1-2]. Приведенные статистические данные показывают, насколько широко применяется данная мера уголовно-процессуального принуждения, что подтверждает значимость её рассмотрения в данной статье.

Случаи задержания возникают при сочетании двух условий: 1) необходимость немедленной изоляции подозреваемого из-за опасения, что оставленный на свободе, он скроется от дознания или предварительного следствия, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью; 2) невозможность немедленного применения меры пресечения-заключения под стражу ввиду отсутствия достаточных оснований, либо наличие объективных препятствий для ее надлежащего оформления (большая удаленность, ночное время, стихийные бедствия и т.д.). Если нет хотя бы одного услoвия, задержание не примeняется [9].

Задержание должно отвечать строжайшему соблюдению законности, быть обусловленным и мотивированным, проводиться с максимальной безопасностью для всех участников и граждан, случайно оказавшихся на месте проведения операции, и с оптимальной затратой сил, средств и времени. Оно должно отвечать принципу гуманности по отношению к задерживаемому – вред, причиненный ему задержанием, должен быть по возможности минимальным [9].

Согласно ст. 107 Уголовно-процессуального кодекса Pеспублики Бeларусь (далее - УПК) задержание может быть приме­нено только:

- к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лише­ния свободы, ареста;

- к обвиняемому для предъявления обвинения либо в слу­чае нарушения условий примененной к нему меры пре­сечения;

- к осужденному, в отношении которого имеется представ­ление уполномоченного на то органа об отмене пригово­ра, определения, постановления суда об условном непри­менении наказания, отсрочки его исполнения или услов­но-досрочном освобождении от отбытия наказaния [8].

Таким образом, лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано только по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, т.е. через короткое время после совершения преступления, «по горячим следам». Поэтому и оформление такого задержания для достижения наибольшей эффективности данного процессуального действия осуществляется не перед, а после фактического задержания лица, когда оно уже доставлено в орган уголовного преследования (ст. 110 УПК).

Соответственно не может быть задержано лицо, подозреваемое в преступлении, совершенном несколько месяцев (или лет) назад. В этом случае у органов предварительного расследования имеется достаточно времени для применения к лицу в установленном порядке меры пресечения (домашнего ареста, заключения под стражу и т.д.). В установленном порядке - значит после вынесения мотивированного постановления об этом прокурором либо органом дознания, предварительного следствия с получением на это санкции прокурора. Задержание лица в таком случае является нарушением ст. 108 УПК и может быть обжаловано в установленном порядке (ст. 143, 144 УПК). Тем не менее на практике по некоторым уголовным делам независимо от того, совершено ли преступление вчера или год назад, орган уголовного преследования применяет в отношении подозреваемого задержание.

Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления согласно ст. 107 УПК может применяться не к любому лицу, а лишь подозреваемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или ареста.

Следует полагать, что под основаниями задержания подозреваемого, следует понимать информацию, свидетельствующую о возможной причастности лица к совершению преступления [6]. Основаниями для задержания лица, подозреваемого в совер­шении преступления согласно ч.1. ст.108 УПК РБ являются следующие:

- лицо застигнуто при совершении предусмотренного уго­ловным законом общественно опасного деяния или не­посредственно после его совершения;

- очевидцы происшествия, в том числе и пострадавший, прямо укажут на данное лицо как совершившее преду­смотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном ст. 109 УПК;

- на этом лице, при нем, на его одежде или других ис­пользуемых им вещах, в его жилище, иных используе­мых им помещениях, на рабочем месте или транспорт­ном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;

- имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от орга­на, ведущего процесс, либо не имеет постоянного места жительства или проживает в другой местности, либо не установлена его личность [8].

В случае отсутствия оснований, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может скрыться от органа уголовного преследования и при наличии письменного согласования решения о его задержании с Генеральным проку­рором Республики Беларусь, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета госу­дарственной безопасности Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, заместителем Председа­теля Комитета государственного контроля Республики Бела­русь - директором Департамента финансовых расследований, действующими в пределах своей компетенции, это лицо может быть задержано органами уголовного преследования [8].

Хотя в УПК и не закреплено целевое назначение этой достаточно жесткой меры ограничительного порядка, оно следует из оснований, видов и процессуального порядка применения задержания. Так, целью задержания является:

- выяснение причастности или непричастности задержанного к совершению преступления;

- решение вопроса о применении такой меры пресечения, как заключение под стражу. Мотивами задержания лица, подозреваемого в соверше­нии преступления, могут служить достаточные основания полагать, что подозреваемый может скрываться от органов уголовного преследования, воспрепятствовать предваритель­ному расследованию уголовного дела, совершить новое пре­ступление [1].

Основным предназначением задержания является обеспечение пресечения преступной деятельности лица, подозреваемого в соверше­нии преступления, решение вопроса о применении к нему меры пресе­чения в виде заключения под стражу, предупреждение побега правона­рушителя и обеспечение его участия в уголовном процессе. Характерными чертами задержания являются следующие:

- применяется оно при условии совершения преступления, за которое предусмотрено уголовное наказание в виде лишения сво­боды;

- производится задержание по постановлению (определению) лица или органа, ведущего уголовный процесс;

- задержание носит неотложный характер, в связи с чем примене­ние его органом расследования осуществляется без санкции прокурора [5, с. 221-222].

Новшеством является то, что ст. 108 УПК допускает задержание подозреваемого в совершении преступления до возбуждения уголовного дела. При этом уголовное дело дол­жно быть возбуждено в течение 12 часов с момента факти­ческого задержания. Если в установленный срок уголовное дело не возбуждено, то задержанный должен быть освобож­ден. Данное задержание не может длиться свыше 72 часов с момента задержания [1, с.128].

В процессуальной литературе нет единого мнения об условиях задер­жания как элементе системы принятия решения о применении данной меры. Так, условиями применения процессуального принуждения З.Ф. Коврига считает различные установленные законом обстоятельства, сопутствующие основаниям и помогающие обеспечить режим законности при применении мер процессуального принуждения [4, с. 80]. В.Н. Григорьев указывает, что условиями задержания являются необходи­мость немедленной изоляции подозреваемого из-за опасения, что он скро­ется, а также невозможность немедленного применения к нему заключения под стражу ввиду отсутствия достаточных оснований [2, с. 79]. А.Г. Пурс и Л.Л. Зайцева полагают, что условием применения к любому субъекту задержания является некое внешнее, не относящееся непосредственно к задержанию как мере процессуального принуждения, обстоятельство. Его наличие или отсутствие в каждом конкретном случае одновременно является ответом на вопрос о том, можно или нельзя при­менять задержание при наличии целей, мотивов и оснований для его про­изводства [3].

Условия задержания подозреваемого, по мнению А.В. Смирнова и К.Б. Калиновского, разделяются на общие и специальные. Общими условиями процессуального задержания (как и приме­нения всех мер процессуального принуждения) являются: наличие возбужденного уголовного дела; надлежащий субъект применения меры; надлежащий объект задержания — задерживаемое лицо.

Первое специальное условие задержания вытекает из его цели — определить необходимость заключения под стражу. Задержание допускается лишь при подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Вторым специ­альным условием задержания является соблюдение дополнительных требований, связанных со служебным иммунитетом отдельных кате­горий должностных лиц [7, с.95]. Соблюдение всех условий является основанием для применения такой меры процессуального принуждения как задержание.

Представляется необходимым в целях усовершенствования законодательства выделить самостоятельную статью «Основания задержания подозреваемого», в которую войдут все основания предусмотренные ч.1. ст.108 УПК PБ. Это будет способствовать более детальной регламентации такого института как задержание подозреваемого в целом, и оснований его задержания в частности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Борико С.В. Уголовный процесс: учебник. – 2-е изд., перераб. доп. – Минск, 2012. – 400 с.

2. Григорьев В.Н. Задержание подозреваемого. – М., 1999. –542 с.

3.  Зайцева Л. Л., Пурс А.Г. Задержание в уголовном процессе Республики Беларусь. Минск, 2011. 224 с.

4. Коврига З.Ф. Уголовно-процессуальное принуждение. – Воронеж, 1975. – 174 с.

5. Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Общая часть: учеб. пособие. – Минск, 2005. – 352 с.

6. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный (под общ. ред. А.В. Смирнова). 5-е издание, дополненное и переработанное. М., 2012. С.232.

7. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. – СПб., 2008. – 304 с.

8. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 2013. – 331 с.

9. Шестовская Т.В. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс: Беларусь».