ДОВГЕЛЬ А.В.
ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ
Место учебы: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Республика Беларусь).
Научный руководитель: Зорин Роман Георгиевич, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, кандидат юридических наук.
Аннотация. В настоящей статье проведен сравнительный анализ Следственного комитета Российской Федерации и Республики Беларусь. Рассматриваются организационные и правовые проблемы совершенствования механизма правового регулирования данного структурного органа на досудебной стадии. Выявлены недостатки законодательного закрепления в области взаимодействия Следственного комитета с другими государственными органами.
Ключевые слова: Следственный комитет, процессуальный контроль, уголовно-процессуальные функции, задачи, принципы, органы досудебного производства, сотрудники следственного комитета.
DOVGEL A.V.
OBJECTIVES, PRINCIPLES AND OBJECTIVES OF CONTROL PROCEDURE AN INVESTIGATIVE COMMITTEE AT THE PRE
Abstract. In this paper a comparative analysis of the Investigative Committee of the Russian Federation and the Republic of Belarus. Considered organizational and legal problems of improving the mechanism of legal regulation of the structural body at the pretrial stage. Identified weaknesses in the legislative recognition of the Investigative Committee of the interaction with other government agencies
Keywords: Investigative Committee Procedure control, criminal procedural functions, objectives, principles, authorities pretrial proceedings, the staff of the investigative committee.
Основная сущность любого органа отражается через его функции, задачи и цели, которые различны по своей природе. Соответственно через данные категории проявляется и роль процессуального контроля в следственном комитете на досудебных стадиях.
В соответствии с п.2 указа Президента Республики Беларусь № 409 от 12.09.2011 «Об образовании Следственного комитета» Следственный комитет является государственным правоохранительным органом и органом предварительного следствия, подчиненным Президенту Республики Беларусь и осуществляющим в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере досудебного уголовного производства [1]. Исходя из п.1 Федерального закона от 28.12.2010 «О следственного комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства [2].
Как известно, de jure данную устойчивую научную позицию закрепил Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), который прямо разделил все современное отечественное уголовное судопроизводство на досудебное производство (часть вторая УПК РФ) и судебное производство (часть третья УПК РФ). Это можно расценивать как попытку реформирования процессуальной формы, где определяющими направлениями уголовно-процессуальной деятельности становятся основные функции судопроизводства (А. П. Гуськова), а привычная «стадийная» структура уголовного процесса заменяется «производственной» [3].
Формально УПК РФ выделяет два режима досудебного производства: 1) уголовно-процессуальную деятельность при решении вопроса о возбуждении уголовного дела; 1) предварительное расследование, осуществляемое в виде дознания и предварительного следствия [3].
Следует отметить, что перед органами досудебного производства стоят две цели:
1) раскрытие преступления, т.е. изобличение в совершении преступления установленного в ходе производства по делу лица подлежащего преданию суду, и направление дела для судебного разбирательства;
2) «консервация» доказательств «до суда и для суда» и принятие иных мер для обеспечения законного, обоснованного и плодотворного рассмотрения и разрешения дела по существу [3].
Целесообразно будет раскрыть функции следственного комитета, которые проявляются через его основные задачи. Чаще всего под уголовно-процессуальными функциями ученые понимают основные направления процессуальной деятельности. М.С. Строгович так определял процессуальные функции: «Уголовно-процессуальные функции - это определенные стороны, определенные направления деятельности, не совпадающие друг с другом и не поглощаемые друг другом» [4].
Исходя из статьи 4 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 «О следственном комитете Республики Беларусь» (далее – Закон РБ «О следственном комитете») можно выделить основные задачи данного структурного подразделения:
- всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;
- защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;
- совершенствование следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;
- выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
- участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности;
- осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства [5].
В Российской Федерации Следственный комитет выполняет гораздо больше задач, которые ему предписаны Федеральным законом от 28.12.2010 № 403 «О следственном комитете Российской Федерации» (далее – Закон «О следственном комитете РФ»). В соответствии с п.4 данного Закона основными задачами Следственного комитета являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле [2].
Хотелось бы отметить, что Следственный комитет Российской Федерации, исходя из задач, которые он выполняет, является наиболее устоявшимся и закрепившимся структурным органом, получившим наибольшее развитие в своей стране, чем в Республике Беларусь.
Так в соответствии со статьей 3 Закона РБ «О следственном комитете» деятельность Следственного комитета осуществляется на принципах:
1) законности;
2) открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не определено иное, – граждане), о государственных секретах, тайне предварительного следствия и иной охраняемой законодательными актами тайне;
3) единства системы Следственного комитета и централизации управления;
4) независимости при осуществлении своих полномочий от деятельности других государственных органов, политических партий, других общественных объединений и иных организаций [5].
Руководствуясь статьей 5 Закона «О следственном комитете РФ» можно проанализировать принципы деятельности Следственного комитета РФ:
1) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
3) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности [2].
Следовало бы отметить, что в Республике Беларусь сотрудники Следственного комитета не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Также, сотрудникам Следственного комитета запрещено заниматься другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, творческой, осуществляемой по согласованию с руководителем органа Следственного комитета, в котором сотрудник Следственного комитета проходит службу (в отношении руководителя органа Следственного комитета – по согласованию с его непосредственным начальником), получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь. Законодательными актами могут устанавливаться иные ограничения, связанные со службой в Следственном комитете [5]. Необходимо отметить, что идентичные положения закреплены и в Законе «О следственном комитете РФ», а также отражено существенное положение о том, что сотрудники Следственного комитета не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации [2].
В Законе РБ «О следственном комитете» в статье 5 закреплено отдельное положение о взаимодействии Следственного комитета с другими государственными органами, иными организациями и гражданами: «Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями, в том числе правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств, международными организациями, и гражданами в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие Следственному комитету в выполнении возложенных на него задач. Граждане могут добровольно оказывать содействие Следственному комитету в выполнении возложенных на него задач» [5].
Такой отдельно закрепленной статьи Закон «О следственном комитете РФ» не предусматривает, данные положения «разбросаны» по всему Закону. В соответствии с данным Законом Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами (п.8 ст.1); Следственный комитет в пределах своих полномочий взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности (ст.3); Следственный комитет при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания (ч.2 ст.9) [5].
На мой взгляд, наиболее правильно и целесообразно поступил законодатель Республики Беларусь, систематизировав в отдельной статье положение о взаимодействии Следственного комитета с другими структурными подразделениями и гражданами. Исходя из моего мнения, это достаточно существенное упущение, которое необходимо устранить, так как оно влияет на оперативность, полноту и всесторонность осуществления полномочий Следственного комитета в сфере досудебного уголовного производства.
В заключение следовало бы сказать, что на сегодняшний день Следственный комитет широко взаимодействует с различными государственными структура, так как борьба с преступностью с каждым годом только набирает обороты. И сегодня основные задачи перед сотрудниками Следственного комитета остаются прежними - объективное и оперативное расследование преступлений, защита прав и законных интересов граждан. В целом система работает стабильно и уверенными шагами развивает свой потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1.Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 12 сент. 2011 г. № 409 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 104. – 1/12845.
2.О Следственном комитете Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 403-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3.Деришев Ю.В. Уголовное досудебное производство: концепция процедурного и функционально-правового построения: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – Омск, 2005. – 51 с.
4.Ягофаров Ф.М. Механизм реализации функции обвинения при рассмотрении дела судом первой инстанции: дис. ... канд. юрид. наук. – Оренбург, 2003. – 149 с.
5.О Следственном комитете Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 13 июля 2012 г. № 403-З (в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2012 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – 2/1955.