КИСТКИН В.И.
Место учебы: ФГБОУ
ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.
П. Огарёва», магистрант юридического факультета.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА.
Аннотация.
В данной статье мы рассмотрим становление и разработку источников международного
трудового права.
Ключевые слова:
источник, международное трудовое право, нормативный акт, труд, конвенции,
конференции, охрана труда.
KISTKIN V. I.
HISTORICAL DEVELOPMENT OF SOURCES OF LABOR LAW
Annotation.
In this article we will consider the formation and development of sources of
international labor law.
Keywords:
source, international labor law, normative act, labor, conventions, conferences,
labor protection.
Любое явление имеет под собой основу в виде поэтапного, исторически
продолжительного либо молниеносного становления и развития, то же касается и
различных отраслей права, включая и трудовое.
Так, труд является основополагающим звеном эволюции человечества и сопровождает
его с самого появления человека, однако источники трудового права как
законодательные акты в современном понимании фактически появляются лишь в
XIV
в. – Ордонанс о рабочих и слугах 1349 г. и Статут о рабочих 1351 г., что, тем не
менее, не умаляет ранее существование таких источников права как правовой обычай
и судебная практика.
Далее трудовое право по большей части позиционировалось на локальных актах,
регулирующих трудовые отношения, что создавало некоторые осложнения, поскольку,
к примеру, условия работы и оплаты труда, права и обязанности на одинаковой
должности отличались в различных регионах, что, с одной стороны, было
проявлением несправедливости, с другой – было экономически не выгодно. По данным
причинам в XIX в. все чаще ставился вопрос о выработке и утверждении норм
международного трудового права.
Английский философ и экономист Роберт Оуэн, считающийся одним из первых
социальных реформаторов XIX в., в 1818 г. путем петиции к Конгрессу держав
Священного союза пытался защитить трудовые права рабочих и донести до монархов
сведения об их положении, одновременно указывая на пути разрешения сложившихся
проблем с помощью его собственного опыта создания коммун промышленных рабочих,
построенных на принципах всеобщего равенства и справедливости.
В 1841 г. во Франции обсуждалось законодательство о регулировании труда детей,
где эльзасский фабрикант Д. Легран выступил с проектом международного фабричного
закона, который облегчил бы условия работы и жизни рабочих, а также помог бы
избежать конкуренции между государствами за счет собственных рабочий [1, с. 553-556].
Однако первые международные попытки обсуждения вопросов регулирования труда были
предприняты лишь в 1872 г. на Эйзенахском съезде общественных и научных деятелей
Германии, на котором определилось направление катедер-социализма, заключающееся
в необходимости вмешательства и воздействия государства на все сферы жизни, и
было намечено направление на международно-правовое регулирование труда,
большинство участников съезда поддержали данные идеи, правда нашлись и
противники, которые настаивали на создании эффективного внутреннего
национального рабочего законодательства.
Вопросы международно-правового регулирования поднимались президентом
Швейцарского национального совета в 1876 г., депутатами германского Рейхстага и
французским парламентом в 1885 г.; правительство Швейцарии в 1881 г. предложило
заключить международный договор о регламентации фабричного труда,
заинтересованность в котором проявила только Бельгия.
После безуспешных попыток Швейцарии удалось в июне 1889 г. в Париже созвать
Международный социалистический конгресс, на повестке которого стоял вопрос о
международной законодательной охране труда, а именно международно-правовая
регламентация работы в рудниках, воскресного отдыха, детского труда, работы
женщин и несовершеннолетних. В мае 1890 г. в Берлине прошла первая конференция
по международной охране труда, решения которой носили рекомендательный характер.
В 1901 г. создается Международная ассоциация законодательной защиты работников,
при содействии которой были проведены межправительственные конференции в Берне
в 1905 и 1906 гг., результатом работы которых стало принятие международных
конвенций о запрете ночного труда женщин на промышленных предприятиях и о
запрещении использования белого фосфора в производстве спичек [2, с. 112].
По окончании Первой мировой войны был принят Версальский мирный договор, в
соответствии с которым в 1919 г. была учреждена Международная организация труда
(МОТ), которая и по сей день является органом, издающим международные
нормативно-правовые акты в сфере трудового права, которые подразделяются на два
вида:
1) рекомендательные (декларации, рекомендации);
2) юридически обязательные (пакты, конвенции, протоколы).
Несмотря на рекомендательный характер первого вида нормативных актов и
отсутствия их ратификации, они являются основополагающими для разработки и
принятия второго – конвенций, пактов и протоколов, уже ратификация которых
переводит их в разряд юридически обязательных (императивных) актов.
Декларации и рекомендации сопровождают соответствующие конвенции МОТ,
детализируя и уточняя их, расширяя возможности выбора для государств тех или
иных международно-правовых норм. Рекомендательные акты, содержащие международные
нормы о труде, имеют только моральный вес, но при этом, по мнению С.А. Иванова,
они признаются вспомогательными источниками международного трудового права.
Советская теория трудового права в качестве исключительных черт конвенций МОТ
выделяла следующие:
1) особый порядок разработки и принятия, применения конвенций и контроля за их
практическим осуществлением;
2) предмет правового регулирования – нормативные акты МОТ регулируют отношения и
порождают обязательства как между отдельными государствами и самой международной
организацией, так и содержат нормы, которые призваны регулировать отношения
между физическими и юридическими лицами;
3) характер конвенций МОТ – они заключаются не лично государствами между собой,
а являются решением международной организации.
Что касается источников трудового права, определяемых российским и советским
законодательством, тут необходимо выделить несколько.
Устав о промышленном труде, принятый в 1913 г., можно назвать главным источником
фабрично-трудового права в Российской империи, многие положения которого вскоре
нашли отражение в законодательстве о труде советского периода, а также в
Трудовом кодексе Российской Федерации, к примеру, в части видов трудовых
договоров, оснований их расторжения и др [3, с. 168]. Являясь
систематизированным источником трудового права, Устав в качестве источников
фабричного права также упоминал: ведомственные акты министерств, к примеру,
Министерства торговли и промышленности и Министерства внутренних дел;
обязательные постановления Главного и губернских (областных) по фабричным и
горнозаводским делам присутствия;
локальные акты, принимаемые работодателем и утвержденные фабричной инспекцией
(таксы (расценки), табели, расписания и правила внутреннего трудового
распорядка).
Первым исследователем определения источников трудового права в России можно
назвать Л.С. Таль, который делил их на источники частного и публичного трудового
права по кругу регулируемых общественных отношений:
1) Частные – регулировали общественные отношения, которые были основаны на
трудовом договоре, коллективных договорах и соглашениях, а также связанные с
властью работодателя (законы, «обыкновения», судебную практику, коллективные
(тарифные) договоры, формулируемые правообразующей силой социальной автономии);
2) Публичные – отношения по государственному надзору и контролю за соблюдением
трудового законодательства, также связанные с организациями работников и
работодателей.
Отдельно им в качестве источника права была выделена административная практика,
которая проводилась через решения нормативного характера фабричной инспекции и
присутствий по фабричным и горнозаводским делам, а именно ведомственные акты.
В советский период теоретик И.С. Войтинский понимал источники права также
широко, и относил как законодательство, так и акты внезаконодательного характера
(например, нормативные постановления примирительных камер и расчетно-конфликтных
комиссий).
Другим законодательным актом трудового права в советский период считается Кодекс
законов о труде (КЗоТ). Так, КЗоТ 1918 г. к источникам трудового права относил
следующее: КЗоТ, издаваемые по вопросам труда постановления общего характера
(особые постановления ВЦИК Советов и Совета народных комиссаров (СНК),
ведомственные акты (распоряжения, инструкции Народного комиссариата труда (НКТ),
Народного комиссариата земледелия), локальные акты (правила внутреннего
распорядка), а также коллективные соглашения о труде. По мере становления и
развития советской власти нормативные акты преобразовывались, переиздавались,
поэтому остальные редакции КЗоТа содержат примерно тот же перечень источников
трудового права, так, например, в КЗоТе 1922 г. добавились лишь акты Совета
труда и обороны; КЗоТ РСФСР 1971 г. впервые содержал специальную статью
«Законодательство о труде», где весь перечень источников состоял из самого
Кодекса и других актов трудового законодательства, без указания локальных или
коллективных актов.
Также в качестве особого вида акта по регулированию труда рабочих выделяются
технические правила и должностные инструкции, которые служат дополнением к
правилам внутреннего распорядка.
Необходимо рассмотреть вопрос о признании международных источников трудового
права, так, советской доктриной международно-правовые акты ООН и МОТ
признавались источниками международного трудового права, но для признания их на
территории советского пространства требовалась имплементация данных норм и
положений в советское трудовое законодательство. К 1980-м гг. проблема коллизии
ратифицированных международных договоров и внутригосударственного советского
законодательства разрешалась в пользу приоритета международного договора.
Путь становления права всегда тернист и сложен, наличие на современном этапе
источников международного трудового права, отличающихся многообразием форм и
видов, не является препятствием, главное, что их цель остается единой –
систематизирование международного законодательства и обеспечение сотрудничества
государств в улучшении условий труда граждан и обеспечении охраны труда.
1. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 1.
Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав
человека. Общая часть. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2009. – 879 с.
2. Шестерякова И.В. Глобализация и международные трудовые нормы: этапы развития
// ЮП. – 2010. – № 3. – С. 112-116.
3. Рощин Б.Е. Инкорпорация фабрично-трудового законодательства Российской
империи (к 100-летию принятия Устава о промышленном труде) // Вестник КГУ. –
2013. – № 3. – С. 168-173.