ЛЕЗИНА Е.П.

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, к.и.н., доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета.

 

ПАЛАТКИНА А.С.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, магистрант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета.

 

СОЛИДАРИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ЛЕОНА ДЮГИ

 

Аннотация. В статье представлено исследование основных составляющих теории солидаризма Леона Дюги, рассмотрены известные труды французского правоведа, в которых он изложил солидаристическую теорию права, проанализировано представление о государстве и праве, сложившееся в рамках указанной теории.

Ключевые слова: солидаризм, социализация права, субъективные права, социальная норма, закон.

 

SOLIDARISTIC THEORY OF LAW AND STATE OF LEON DUGUES

 

Annotation. The article presents a study of the main components of the theory of solidarism of Leon Dugues, examines the well-known works of the French jurist, in which he presented the solidarity theory of law, analyzes the idea of the state and law that has developed within the framework of this theory.

Keywords: solidarism, socialization of law, subjective rights, social norm, law.

 

На рубеже 19-20 вв. на базе различных направлений немарксистского социализма возникло учение под названием солидаризм, высказанное в свое время различными мыслителями. Термин «солидарность» предложил еще в середине 19 в. основатель социологической юриспруденции О. Конт. Э. Дюркгейм доказал, что солидарность является следствием общественного разделения труда. Французский политический деятель Л. Буржуа объяснял солидарность фактом совместного проживания людей, возлагающим на них обязанности перед собой и другими членами общества. Взгляд на общество как на единое целое, который определил теоретическое основание солидаризма, противостоял индивидуализму и коммунизму. Солидаристы выступали с идеей классового взаимодействия, негативно относились к субъективным правам, поскольку они, по их мнению, разобщают людей, превращают их в миллионы индивидов, конкурирующих друг с другом. Солидаристы отрицали и государственный социализм с классовой борьбой и социалистической революцией, противопоставляя ему идею социальной солидарности [6, c. 300].  

Особенно широкое развитие солидаристическая теория получила во Франции. Наиболее известно в ее рамках имя Леона Дюги, начинавшего свою деятельность в период возрождения естественного права. Леон Дюги родился в семье юриста, всю жизнь прожил во Франции. С 1886 г. и до последних дней жизни Дюги был профессором университета в г. Бордо, а с 1919 г. – деканом юридического факультета, где читал курсы конституционного и административного права. Дюги стремился развить юридическую теорию, избегая любых метафизических концепций и основываясь только на наблюдаемых данных. Он поставил перед собой задачу внедрить в юриспруденцию «истинную науку», т.е. позитивистскую социологию: «Будем изучать социальные факты, как физик и химик изучают феномены природы, как биолог изучает феномены жизни». Действительно, для Леона Дюги наука существует только тогда, когда она покоится на фактах, доступных наблюдению с помощью чувств [1, c. 223].

Широкую известность Дюги принесла опубликованная в 1901 г. работа «Государство, право объективное и положительный закон». «Может быть в публикации книги о государстве и обществе есть некоторая дерзость, – писал Л. Дюги, – учитывая, что на протяжении столетий проблема изучалась под разными ракурсами и величайшие умы не могли ее разрешить. Тем не менее, мы предпринимаем такую попытку. Наша цель не в том, чтобы рассказать, что есть государство и что есть право, а в том, чтобы показать, чем они не являются».

В этой связи необходимо отметить, что по учению Дюги, государство не должно быть властью одного определенного класса (буржуазии или пролетариата), поскольку господство одного класса над другим противоречит социальной солидарности. Государство, полагал он, вообще не должно командовать обществом, а должно стать системой общественно-полезных служб, выполняющих социальные функции. «Государство (как и все другие группы) носит подчиненный характер по отношению к превосходящему его праву, которое государство не создает и не может нарушать». Критикуя концепцию государства Иеринга и Еллинека, Леон Дюги отмечал: «Мы отвергаем эту теорию: она не согласуется с фактами, а нашей мыслью было постоянно искать такие теории, которые отвечают реальным явлениям. Мы отвергаем эту теорию, так как она бессильна установить ограничение власти государства, а для нас задачей юриста прежде всего должно быть установление твердого основания для ограничения государственных властей правом» [4, c. 3].

Правовым основанием государственной власти Дюги считал осуществление социальной солидарности и выступал с идеей положительных функций государства. Социализация права, за которую ратовал правовед, предполагало принятие законов о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и др.

Главным трудом Л. Дюги является «Трактат о конституционном праве» (1911). В данной работе система его гуманистических ценностей изложена наиболее полно. Он предпринял попытку уточнить и переосмыслить предмет конституционного права. Он считал, что исследователи права должны учитывать более современный контекст объяснения природы права и государства. При этом он основывался на позиции авторитетных представителей социологического позитивизма (Сен-Симон, Конт, Спенсер), своего современника Э. Дюркгейма, утверждавшего, что право есть «непосредственный результат социальных факторов».

Другими не менее известными работами французского правоведа являются «Право социальное, право индивидуальное и преобразование государства» (1908), «Курс конституционного права (1911), «Государство» (1901-1903), «Трансформации публичного права» (1921), «Суверенитет и свобода» (1922), в которых он изложил концепцию солидаризма, ставшая центральной идеей учения Л. Дюги.

Л. Дюги определял солидарность как «факт взаимной зависимости, соединяющей между собой в силу общности потребностей и разделения труда членов рода человеческого, в частности членов одной социальной группы». Первой исторической формой солидарности по мнению Л. Дюги, является «солидарность через сходства». Это первобытная антропологическая солидарность индивидов как носителей человеческого облика. И только затем появляется солидарность через разделение труда. В основе солидарности через разделение труда лежит противоположная идея несходства, иногда уникальности другого человека. Именно индивидуальность дает социальную значимость, способность человека быть полезным всем тем, кто не обладает его социальными характеристиками. По мнению французского правоведа изолированная личность, о которой писали философы 18 в. не существует, поскольку человек связан узами социальной солидарности.

Политическую доктрину солидаризма Леона Дюги характеризуют следующие позиции:

1) идеологическое противостояние индивидуализму и социализму (коммунизму);

2) негативное отношение к учению о классовой борьбе;

3) скептическое отношение к субъективным правам;

4) отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав человека;

5) положительное отношение к частной собственности;

6) понимание социальной солидарности как «факта взаимной зависимости, соединяющей между собой в силу общности потребностей и разделения труда членов общества»;

7) идея о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая стоит выше государства и положительных (писанных) законов, а они лишь служат ее осуществлению [3, c. 174].

Более подробно указанные позиции будут раскрыты ниже.

Леон Дюги рассматривал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которого должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага. Он писал, что общественное разделение труда приводит к образованию классов, каждый из которых выполняет социальную функцию. Связь и отношения между классами основаны на их солидарности, которая является и фактом и нормой. «Общественная солидарность или, скорее, взаимозависимость – это не чувство, тем паче не доктрина; она даже не принцип деятельности. Она реальный факт, доступный непосредственному установлению. Она есть факт самой социальной структуры» [5, c.400].

Дюги формулирует социальную норму следующим образом: «Не делать ничего, что уменьшает солидарность по сходству (на основе совпадения интересов людей) и солидарность через разделение труда («солидарность экономическая»); делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах». Норма солидарности предписывает каждому индивиду и классу выполнять свою социальную функцию, а все споры и противоречия решать соглашениями и компромиссами. Эта норма стоит выше государства и положительных законов, которые необходимы только для осуществления нормы солидарности. По учению Дюги, закон является законом лишь тогда, когда он соответствует социальной солидарности: «… закон получает свою обязательную силу не в воле властвующих, а в своем соответствии социальной солидарности».

Кроме этого, учение Дюги идейно противостояло теории классовой борьбы. «Преступлением является проповедовать борьбу классов, и я думаю, – замечал он, – что никоим образом мы не идем к уничтожению одного класса другим, а напротив к режиму координации и иерархии классов» [8, c. 472].

Дюги не разделял идеи государственного социализма. «Если бы восторжествовала коллективистская доктрина, она бы даровала государству власть еще более могущественную, чем та, которой одарила его революция; это было бы равносильно уничтожению личности и возврату к варварству» – писал французский правовед. Он выступил с критикой идеи равенства и естественных прав человека: люди по своей природе не равны, поэтому они должны иметь разные социальные статусы и юридические состояния [7, c. 281].

Французский правовед не признавал понятие субъекта права. «Мы обладаем весьма ясным осознанием того, что индивид – не цель, а только средство, что индивид есть не более как колесо той огромной машины, какой является социальный организм, что смысл существования каждого из нас заключается только в выполнении известной работы в деле социального строительства», – писал Леон Дюги. Следуя Конту Дюги не разделял понятие прав человека и призывал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции, которая тождественна обязанности «исполнять ту работу, к которой обязывает социальная норма».

Индивид не имеет никакого права – он имеет только социальные обязанности. Что касается собственности, то согласно теории Дюги она представляет собой не субъективное право – абсолютное и исключительное господство лица над вещью, подчиняющееся только индивидуальной воле собственника, которая если и подлежит каким-то ограничениям, то лишь в исключительных случаях, а общественное поручение определенному лицу обладать и управлять имуществом в интересах всеобщей солидарности. В частности, он писал, что «индивидуальная собственность перестает быть правом индивида и становится социальной функцией». Следовательно, собственник обязан использовать вещь не только для удовлетворения индивидуальных потребностей, но также для удовлетворения общих потребностей, потребностей всего национального коллектива или более мелкого коллектива. При этом Леон Дюги отмечал, что удовлетворяя индивидуальную потребность, собственник тем самым развивает свои физические, умственные и моральные способности, необходимые индивиду для участия в общественном труде [2, c. 34].

По мнению Дюги, общество будущего переустроится на основе синдикатов. Синдикаты объединятся в федерацию, что неизбежно приведет к децентрализации политической власти. Власть распределится между синдикатами, которые будут выполнять различные социально-экономические и политические задачи, а деятельность правительства сведется лишь к контролю и надзору. Под государством Леон Дюги понимал «не лицо, отличное от индивидов, а лишь проявление индивидуальной воли правителей». Правители государства – лишь «часть общественного организма», они «играют собственную роль в разделении труда (должны организовывать определенные службы, обеспечивать непрерывную их деятельность и контролировать их действия)».

Разумеется, не все идеи Л. Дюги являются бесспорными и выдержали проверку временем, тем не менее они оказали значительное влияние на юридическую и политическую философию своего времени, породив как многочисленных сторонников, так и немалое число оппонентов. В 20 в. идея «социализации» собственности нашла свое отражение в Конституции Германии 1919 г., Конституции Японии 1947 г., Основном законе ФРГ 1949 г. Теория солидаризма Леона Дюги оказала значительное влияние на развитие политико-правовой идеологии. В России его воспринял М.М. Ковалевский. После установления советской власти в России критики обвиняли его в том, что он теоретически обосновал советскую систему власти. В опровержении он обнародовал в своих работах отношение к данной проблеме.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бирюков С.В. История политических и правовых учений 20 в.: учебное пособие / С.В. Бирюков, Е.В. Мороз. – Кемерово, 2011. – 532 с.

2. Богданов С.В. Влияние научных взглядов Леона Дюги на развитие гражданского права / С.В. Богданов // Журнал российского права. – 2008. –  № 6. – С. 32-38.

3. Денисенко И.Ф. История политических учений: учебное пособие / И.Ф. Денисенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 477 с.

4. Л. Дюги Конституционное право. Общая теория государства: монография / Дюги Л. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 427 с.

5. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие для вузов / И.Ф. Мачин – М.: Юрайт, 2013. – 459 с.

6. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений Нового и Новейшего времени: учебное пособие для академического бакалавриата / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2017. – 398 с.

7. Рубаник С.А. История политических и правовых учений. Академический курс: учебник для вузов / С.А. Рубаник. М.: Юрайт, 2014. – 477 с.

8. Фролова Е.А. История политических и правовых учений: учебник / Е.А. Фролова. М.: Проспект, 2017. – 512 с.