КОЗЕЕВА К.В.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

 

Место учебы: Средне-Волжский (г. Саранск) филиал ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации».

 

Аннотация. В статье рассматриваются понятие, особенности виды, основы правового регулирования электронной торговли, проблемы и перспективы развития.

Ключевые слова: электронная торговля, электронная коммерция, мобильная электронная коммерция, Интернет, многоуровневый маркетинг, интернет-эквайринг.

 

KOZEEVA K.V.

LEGAL REGULATION OF ELECTRONIC COMMERCE

Annotation. This article analyzes сoncept,  features, varieties of electronic commerce;  essential legislative acts, problems and prospects of electronic commerce.

Keywords: electronic commerce, e-trade, mobile e-commerce, Internet, multi-level marketing,  Internet acquiring.

 

Появление глобальной информационной сети «Интернет» c ее возможностью быстрой передачи данных в любую точку земного шара ознаменовало собой качественно новый этап в развитии информационных технологий. Дальнейшее развитие сетевых технологий привело к появлению электронной торговли – одного из направлений электронной коммерции, представляющей собой совокупность выполняемых посредством как сети «Интернет», так и частных информационных сетей финансово-экономических действий, в ходе которых осуществляются различные коммерческие операции по приобретению и продаже товаров и услуг. Иными словами, сеть «Интернет» на современном этапе экономического развития выступает не только средством массовой информации, но и специфической средой,  в которой возможно осуществление различных коммерческих операций.

Отрасли экономики, непосредственно связанные с информационными и телекоммуникационными технологиями, по сравнению с традиционной промышленностью, растут более быстрыми темпами, приобретают доминирующее значение. В сферу Интернет постепенно и органично вливаются такие отрасли экономики, как связь, средства массовой информации, консультационные услуги.

На сегодня все большее значение приобретает электронная коммерция. Ее развитие происходит настолько стремительно, что большинство крупнейших мировых компаний, наряду с традиционным off-line бизнесом, начинают использовать и электронную коммерцию.

Актуальность проблем, связанных с формированием информационного общества, вызывает интерес ученых и практиков. В последнее десятилетие значительно возросло количество международных и отечественных конференций, симпозиумов и круглых столов, а также монографий, статей и других публикаций, посвященных исследованию данной темы. Однако труды большинства ученых посвящены преимущественно информационному праву. Наше внимание будет более акцентировано на проблемах правового регулирования электронной коммерции.

Прежде всего, возникает вопрос о том, насколько данная сфера требует особого правового регулирования, осуществляется ли на основе общих правовых норм или требует специального правового регулирования.

Во-первых, необходимо рассмотреть понятие электронной торговли.

Электронная торговля – процесс удаленного приобретения товаров и услуг как физических, так и не физических, при помощи телекоммуникационных сетей, прежде всего сети Интернет.

В сегменте покупки и оплаты физических товаров выделяются следующие подкатегории: сетевой маркетинг (MLM); каталожная торговля; интернет-магазины.

Оплата приобретенных товаров и услуг на рынке электронной коммерции может происходить следующим образом:

1. с использованием электронных платежных систем;

2. с использованием банковских карт, в том числе с использованием интернет-эквайринга (приём к оплате платёжных карт через Интернет с использованием специально разработанного web-интерфейса, позволяющего провести расчёты в интернет-магазинах); постоплатное использование карт с участием POS-терминалов (под термином «постоплата» понимается процесс оплаты товара или услуги после доставки потребителю);

 3. наличными, в том числе наличными при доставке товара; банковским переводом с посещением офиса банка.

Составной частью электронных платежных систем является мобильная электронная коммерция – процесс покупки товаров и услуг как физических, так и нефизических, оплата которых происходит с использованием мобильного терминала.

В настоящее время российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста, демонстрируя среднегодовые темпы роста в 29% в период 2008 – 2012 гг. В 2012 г., по оценке консультантов J’son&PartnersConsulting, объем рынка электронной коммерции достиг почти 1,9 трлн руб. В дальнейшем специалисты компании ожидают стабильных темпов роста рынка на уровне 10-15% ежегодно.

При этом сравнение с другими странами показывает, что у российского рынка электронной коммерции есть значительный резерв для дальнейшего роста. Отношение рынка электронной коммерции к общему объему торговли в России составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у общепризнанных лидеров – Великобритании и США – превышает 10%.[1]

По прогнозам специалистов, в структуре рынка электронной коммерции РФ в ближайшее время произойдут значимые изменения.

Так, ожидается, что в продуктовой структуре  доля сегмента нефизических товаров и услуг сократится с 65% в 2012г. до 60% в 2017 г. По способам оплаты: доля электронных платежных систем сократится с 60% в 2012г. до  49% в 2017 г.

По оценкам J’son&Partners фаза активного роста продлится на протяжении 2012-2017 гг.

  Характерными особенностями российского рынка электронной коммерции на текущем этапе   являются:

   - развитие онлайн-кредитования;

   - развитие многоканальности и взаимного проникновения онлайна и оффлайна;

  - рост спроса на товары в зарубежных интернет-магазинах.

Важной тенденцией является опережающий рост интернет-магазинов на рынке физических товаров по сравнению с MLM (многоуровневый маркетинг)  и каталожной торговлей

 Анализ возможности роста рынка электронной коммерции показывает, что экстенсивное развитие возможно за счет регионов, которые демонстрируют эффект догоняющего развития. Тем не менее, существующие региональные диспропорции на рынке электронной коммерции сохранятся и далее.

Переходя к анализу проблем развития электронной торговли в России следует отметить следующее.

Первая проблема выражается в том, что в  российском секторе Интернет-продаж, на сегодняшний день в основном применяются разработки, идеи западных специалистов, путем переноса их на российскую почву без достаточной адаптации.

Вторая проблема относительно узкий круг пользователей Интернета в России, то есть лиц, которые могут заниматься покупками в Сети. При этом можно считать, что это временный фактор, и освоение сети Интернет различными категориями граждан приведет к активизации продаж в сфере электронной коммерции.

Третья проблема связана с вопросами обеспечения безопасности финансовых сделок и передаваемой конфиденциальной информации, зачастую низкое качество оказываемых услуг [2].

Что касается правового электронной торговли, что необходимо отметить, что исполнительные и законодательные органы различных государств берутся за правовое регулирование Интернета как только начинают замечать широкомасштабное и реальное его воздействие на население страны в информационном, экономическом и антиобщественном плане. Эта закономерность характерна и для нашей страны. В настоящее время, ни у кого нет сомнений, что необходимы законы, которые бы регулировали деятельность в сети Интернет.

В Российской Федерации имеется ряд факторов, которые настоятельно требуют быстрейшей разработки и принятия нормативных правовых документов, которые способствовали бы развитию электронной торговли и её нормальному функционированию. Перспективы законотворчества в сфере электронной торговли зависят от результатов сотрудничества предпринимателей и государственной власти не только в пределах Российской Федерации, но и на международном уровне. Основным ориентиром при создании правовой базы электронной торговли является необходимость разработки эффективного механизма, сохранение самостоятельной инициативы и надлежащего уровня защиты прав потребителей, обеспечения общественного порядка, здоровья и нравственности населения, действия в рамках единого рынка.

В настоящее время в России в области информатизации насчитывается всего несколько десятков нормативных актов, в то время как в развитых западных странах их многие сотни. Можно разделить все уже существующие нормативные акты на следующие группы.

Во-первых, нормативные акты, содержащие правовые нормы, которые могут без изменений применяться для правоотношений в сфере электронной торговли.

Это, прежде всего, Конституция Российской Федерации, содержащая основные права и гарантии, среди которых можно выделить ст. 8, которая гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в Российской Федерации и гарантирующая права и свободы человека и гражданина и их защиту.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд правовых норм, допускающих возможность заключения сделок путем электронного обмена данными, а также дающие возможность с помощью электронной технологии совершать безналичные расчёты в кредитно-банковской сфере [3].

Во-вторых, законы, специально посвящённые проблемам электронного документооборота.

Одним из основных инструментов, обеспечивающих идентификацию лица и безопасность проведения электронных сделок и других торговых операций, является  электронно-цифровая подпись (далее – ЭЦП).

Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ  «Об электронной подписи», электронная цифровая подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

В-третьих, законы, которые обеспечивают либо касаются отдельных аспектов организации и функционирования систем электронного документооборота.

Поскольку электронная торговля относится к дистанционному способу продажи товаров, то защита прав потребителей осуществляется в соответствии со ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая устанавливает, что продавец перед заключением договора должен сообщить следующую информацию: основные потребительские свойства товара, место его изготовления, полное фирменное наименование продавца (изготовителя), цену, условия приобретения и доставки, срок службы и гарантийный, порядок оплаты, срок заключения договора.

 Законы, которые касаются применения электронного документооборота в отдельных сферах.

Федеральный Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в целях эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции, регулирует отношения, связанные с размещением заказов, устанавливает единый порядок размещения заказов, а также обеспечивает гласность и прозрачность размещения заказов. Согласно п. 1 ст. 41.2. Федерального закона № 94-ФЗ все документы и сведения, направляются либо размещаются на официальном сайте в форме электронных документов. Документы и сведения, направляемые в форме электронных документов, должны быть подписаны ЭЦП соответствующего лица, что согласно п. 5 ст. 42.2 данного федерального закона означает подлинность и достоверность таких документов и сведений

С 1 января 2014 г. в силу вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд», который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Статья 5 указанного закона, - «Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок», допускает обмен электронными документами между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.

 

Таким образом, несмотря на наличие регламентирующих данную сферу международных договоров и соглашений, внутрироссийских нормативных правовых актов,  становление института электронной торговли в нашей стране носит противоречивый характер: объективно существующие общественные отношения, возникающие при совершении сделок и иных юридических действий с использованием электронных документов, до сих пор не получили подробного и эффективного правового оформления со стороны государства. Поэтому следует констатировать  необходимость принятия единого нормативного правового акта в данной сфере – Федерального закона «Об электронной торговле».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. J'son&PartnersConsulting – Аналитический журнал // http://www.json.ru/en/.

2. См.: Сурков В.А. Социально психологические аспекты Интернет – маркетинга  // Интернет – маркетинг. – 2010. – №1. – С. 32.

3. Болдырев Ю.А. Правовое регулирование электронной торговли // Современная торговля. – 2005. - № 5. – С. 88-92.