ШУБЕНКОВА К. В.
О ПРОБЛЕМАХ ПРИВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К ТРЕБОВАНИЯМ ВТО
Место работы, должность: старший преподаватель кафедры теории права и государства Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета.
Аннотация. Статья посвящена анализу приведения действующего российского законодательства к требованиям Всемирной торговой организации. Особое внимание обращено на проблемы региональной правовой политики в этой области.
Ключевые слова: всемирная торговая организация, российское законодательство, конкуренция, правовая политика.
ABOUT PROBLEMS OF BRINGING THE CURRENT RUSSIAN LEGISLATION TO THE REQUIREMENTS OF WTO.
Abstract. The changes of the Russian legislation to the requirements of the World Trade Organization is analyzed in this article. Special consideration is paid to the problems of regional legal policy in this sphere.
Keywords: World Trade Organization, the Russian legislation, competition, law policy.
Вступление России во Всемирную торговую организацию неоднозначно оценивается как обществом в целом, так и отдельными специалистами, в том числе экономистами, политологами, юристами. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Полноправным же членом ВТО Россия стала 22 августа 2012 года.
На федеральном уровне работа по изменению законодательства в соответствии с принятыми соглашениями была проведена практически на 90 %. В оставшиеся 10% вошли необходимость приведения в соответствие требованиям ВТО законодательства о техническом регулировании, решения некоторых вопросов по изменению бюджетного кодекса. На уровне же регионов, напротив, работа продолжается, и только 60 – 70 % всего регионального законодательства соответствует требованиям ВТО.
В. Оболенский отмечает, что Россия приняла обязательство привести порядок использования промышленных субсидий в полное соответствие с положениями Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах. Это соглашение запрещает экспортные субсидии и субсидии, выделяемые на закупки отечественной продукции взамен импортных товаров (импортзамещающие субсидии). Как быть с этими субсидиями ‑ вопрос, не имеющий стандартных ответов. Пока Россия не намерена ликвидировать их [1].
Принятыми обязательствами предусматривается, что меры по техническому регулированию, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры Россия будет применять в строгом соответствии с соглашениями ВТО, регулирующими их использование, с целью обеспечения национальной безопасности РФ. Упомянутые меры будут основаны на международных стандартах и рекомендациях, а также подкреплены научным обоснованием со стороны ученых.
В отличие от развитых стран, для России характерна сильнейшая дифференциация регионов по уровню экономического развития, что само по себе является дестабилизирующим фактором. Хотя, преобладающая часть субъектов РФ образует группу со средними показателями. Анализ динамики переходного периода показывает, что низкий уровень развития экономики региона прямо влияет на ее устойчивость. Это означает, что при возможных неблагоприятных изменениях макроэкономической ситуации после вступления в ВТО именно регионы-аутсайдеры, которые включают наименее развитые республики и автономные округа (а это большая часть регионов юга Сибири и Дальнего Востока) первыми проявят негативную динамику из-за общей недоразвитости и уязвимости их экономики.
Вхождение в ВТО неизбежно активизирует развитие большинства проявлений глобализационного процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и др. Для «открытых» регионов, включенных в мировой обмен (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных, менее четверти субъектов РФ, треть населения страны), вступление в ВТО мало что меняет (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых развиты относящиеся к группе риска банковский и страховой бизнес) [2].
Наиболее сложно прогнозировать воздействие на «полуоткрытые» регионы, где наряду с отдельными экспортными производствами сохранились крупные импортозамещающие (в основном, Урал и Поволжье).
На уровне регионов выделяют ряд проблем, которые нивелируют все выгоды от вступления России в ВТО. Прежде всего, это касается аграрного сектора. В регионах, где аграрный сектор играет значимую роль (как, например, в Волгоградской области), при выполнении требований ВТО значительно снизится число фермерских хозяйств. Так, А .П. Анисимов вполне справедливо отмечает, что главной угрозой региональному АПК являются не столько требования ВТО, сколько сокращение государственной поддержки (или ее неэффективность, неадресность) в рамках требований ВТО, неэффективность управления АПК, кадровые и технологические проблемы [3]. Сами по себе стандарты ВТО направлены на создание стимулов к разработке и внедрению передовых технологий, разведению новых пород скота, улучшению качества семян и т. д., равно как и совершенствованию технологий продвижения продукции АПК на внутреннем и мировом рынке. Опыт отечественных крупных сельскохозяйственных корпораций, сложившихся в последние годы («Агрос», «Разгуляй» и т. д.), показывает, что в России вполне возможно высокоэффективное производство зерна. Более того, либерализация российского рынка пищевых продуктов привела к тому, что качество отечественной мясомолочной продукции кардинально улучшилось, ассортимент расширился, и большинство граждан отдает предпочтение именно ей. Но для этого было необходимо основательно потрудиться. Например, один из крупнейших в России и в Волгоградской области агрохолдинг «Гелио-Пакс» занимается производством зерна и зерносемян, располагает собственным машинно-тракторным парком, элеватором. В объединении работают отделы науки, селекции и семеноводства, экономического анализа и прогнозирования, юридический и транспортный отделы. Научный отдел испытывает новые сорта и гибриды сельскохозяйственных культур, определяет эффективность действия средств защиты растений, оценивает влияние удобрений на урожайность, исследует отдельные элементы технологий и способов обработки почвы. Но данному агрохолдингу необходима государственная поддержка для того, чтобы он был конкурентоспособным на мировом рынке [4].
Однако, со вступлением в ВТО, Россия не применяет меры государственной поддержки сельского хозяйства. Обязательства по внутренней поддержке и субсидированию экспорта теперь установлены Перечнем уступок и обязательств России в ВТО, которые определяются денежной суммой (ранее это было процентное соотношение). Так, с 2012 по 2018 годы Россия должна уменьшить поддержку национальных производителей с 9 млрд.руб. до 4,4. Это, безусловно, негативно скажется на развитии сельского хозяйства в регионе, учитывая, что российский агропромышленный комплекс не конкурентоспособен по ряду причин (климатические условия, большая трудоемкость и затраты на производство продукции). Принять же законодательные меры по поддержке своих сельхозпроизводителей регион не сможет, поскольку это противоречит обязательствам, принятым Российской Федерации перед ВТО.
Помимо этого, следует помнить, что ВТО не признает законы по защите природы: по правилам ВТО нельзя ограничивать ввоз товаров, производство или потребление которых наносит экологический вред. Именно судебные споры по экологии в ВТО ослабляют требования национального законодательства. Таким образом, ни федеральное, ни региональное законодательство по защите окружающей природной среды фактически не будет работать, что, безусловно, приведет к ухудшению экологической обстановки не только в регионах, но и в стране в целом.
В современных условиях регионы пытаются определить основные направления законодательной и финансовой работы в условиях действия Мараккешского Соглашения на территории России. Так, в целях определения мер и координации работы по подготовке и адаптации отраслей экономики Волгоградской области к условиям членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22 декабря 2011 года № 1398 в регионе образована специальная межведомственная комиссия. Основными задачами комиссии являются: анализ правовых, экономических, административных, организационных мероприятий; выработка мер, направленных на адаптацию к условиям членства в ВТО; подготовка рекомендаций для хозяйствующих субъектов Волгоградской области [5].
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 14 августа 2012 года № 717 внесены изменения в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 22 декабря 2011 года № 1398 «Об образовании межведомственной комиссии по подготовке и адаптации отраслей экономики Волгоградской области к условиям членства Российской Федерации во Всемирной Торговой Организации».
В Волгоградской области более 80 промышленных предприятий являются экспортоориентированными. Продукция таких предприятий, как ОАО «Волжский абразивный завод», ОАО «Волжский Оргсинтез», ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «Себряковцемент» и многих других является признанной и востребованной зарубежными партнерами как высококачественная и соответствующая мировым стандартам.
Волгоградские предприятия заинтересованы в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции, расширении ассортимента и географии экспорта, чему будет способствовать реализация Закона о стандартизации.
В Волгоградской области на многих предприятиях внедрены международная система менеджмента качества ИСО 9000 и система экологического менеджмента ИСО 14001.
В целях содействия модернизации и технологическому развитию субъектов промышленной деятельности, совершенствования внешней среды для их развития, содействия привлечению инвестиций и инноваций, обеспечения промышленности квалифицированными кадрами Минпромторгом Волгоградской области разработана долгосрочная областная целевая программы «Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности» на 2013-2020 годы», которая утверждена постановлением Правительства Волгоградской области от 27 ноября 2012 года № 540-п [6].
Одной из важнейших мер по адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства Российской Федерации в ВТО является модернизация национальной системы стандартизации в целях приведения ее в соответствие с международной. Министерством промышленности и торговли РФ разработан и вынесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации закон «О стандартизации». Он позволит внедрить в правоприменительную практику международные стандарты, которые обеспечат признание результатов оценки соответствия российских товаров мировым требованиям.
Получение Россией преимуществ от вступления в ВТО как для национальных потребителей, так и для национальных производителей товаров и услуг возможно при наличии эффективной внутренней конкуренции и обеспечении прав потребителей. Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» целями названного закона являются: обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков [7]. Конкурентное законодательство является одним из факторов, обуславливающих активность хозяйствующих субъектов в регионе, это оживляет рынок и способствует развитию конкурентоспособных предприятий.
Каждая страна ‑ член ВТО, в том числе и Россия (после присоединения к ВТО), должна обеспечить соответствие: а) своего законодательства; б) административных процедур обязательствам, вытекающим из Соглашений, к которым страна присоединилась в рамках ВТО. Транспарентность законодательства означает создание четкого, ясного законодательства и его публикацию. Эти требования достаточно хорошо соблюдены как в российском законодательстве в целом, так и в региональных правовых актах.
Присоединение к ВТО следует рассматривать не как гарантированное расширение доступа к ресурсам, а как овладение инструментом, с помощью которого этот доступ обеспечивается. Освоение правил использования инструментов ВТО – это, в значительной степени, внутреннее дело страны, то есть залог успехов и неудач от вступления в ВТО во многом следует искать в приоритетах внутренней политики [8].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что на сегодняшний день регионы ни экономически, ни юридически не готовы в полной мере использовать инструменты ВТО. Причинами тому выступают отсутствие достаточно квалифицированных специалистов, несоответствие большинства нормативных правовых актов подписанным соглашениям. Работа в регионах, бесспорно, продолжится и, прежде всего, в части разработки законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность отечественных производителей, а также внесения изменений бюджетное законодательство. Тем не менее, многим регионам России вследствие вступления в ВТО грозит деградация и депрессия. Поэтому, видится необходимой их защита, прежде всего, посредством правового регулирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оболенский В. Россия в ВТО: обязательства, возможности, риски // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. – № 6. – С. 63.
2. ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / под ред. С. Ф. Сутырина. – М.: Эксмо, 2008. – С. 369.
3. Анисимов А. П., Рыженков А. Я. Вступление России в ВТО: проблемы и перспективы (на примере аграрного сектора экономики) // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 1. – С. 38.
4. Решение коллегии Администрации Волгоградской области от 30 января 2007 года № 1/1 «О стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года». – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
5. Волгоградская область и ВТО. – URL: http://economics.volganet.ru/foreign/folder_9/ (дата обращения: 30.11.2013).
7. Иншакова А. О. Программная унификация как основа развития стандартизированной ВТО конкурентной политики южного региона. – URL: // http://e-notabene.ru/lr/article_736.html (дата обращения: 30.11.2013).
8. Зубаревич Н. Последствия вступления в ВТО для российских регионов // Торговая политика и Всемирная торговая организация: дистанционный семинар, 2008.