СПИРИДОНОВА Н.Ю.
ОБЫЧАЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧУВАШСКИХ КРЕСТЬЯН В XIX В.
Место работы, должность: старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
Аннотация. В статье рассмотрены формы заключения брака у чувашских крестьян, общие условия для вступления в брак и его прекращения. Определена роль обычаев в регулировании брачно-семейных отношений.
Ключевые слова: обычай, чувашские крестьяне, заключение брака, прекращение брака.
SPIRIDONOVA N.Y.
THE CUSTOM IN THE REGULATION OF MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS OF
CHUVASH PEASANTS IN 19 CENTURY
Abstract. This article has examined forms of marriage of Chuvash peasants, general conditions of marriage and its dissolution. The author defines the role of customs in the regulation of marriage and family relations.
Key words: custom, Chuvash peasants, marriage, the termination of marriage.
Брачно-семейные отношения чувашских крестьян регулировал обычай, который имел локальные особенности и мог изменяться в зависимости от времени и различных обстоятельств. Так, верховые (виръял) и низовые чуваши (анатри) имели свои брачно-семейные обычаи и обряды, отличалось и проведение свадеб. Тем не менее, «разрозненные их части, уцелевшие в разных местах, будучи сведены вместе, очень часто поясняют друг друга и без всякого насилия сливаются в одно целое» [1]. Обычное семейное право чувашей представляет собой сочетание культурно-правовых традиций.
Формой заключения брака у чувашских крестьян являлась свадьба (туй), которая проводилась с соблюдением всех свадебных обрядов и длилась несколько дней. Венчание в церкви осуществлялось по принуждению и формой заключения брака не являлось.
Общими условиями вступления в брак являлись согласие родителей на вступление в брак и отсутствие запрещенных степеней родства.
Для получения согласия родителей невесты осуществлялось сватовство. При этом согласия самой невесты на заключение брака не требовалось. Сваты приходили в дом отца девушки обязательно в нечетном количестве. Свидетельством того, что сговор состоялся, являлся обмен гостинцами и подарками между родителями жениха и невесты. Невеста в доме отца представляла собой рабочую силу, поэтому жених должен был возместить ущерб (на более поздних этапах – хотя бы символически) путем выплаты калыма. Размер калыма зависел от различных факторов: материального положения, размера приданого, достоинств невесты и согласовывался сторонами при сватовстве.
Однако также широко был распространен такой способ заключения брака, как умыкание (хищение) невесты. Умыкание происходило в основном в трех случаях: из-за бедности жениха, не позволяющей уплатить калым и провести соответствующую свадьбу, из-за несогласия на брак родителей или самой девушки. При этом в первых двух случаях умыкание могло носить мнимый характер, то есть осуществлялось по договоренности жениха и невесты. Все приготовления к свадьбе начинались только с момента пленения девушки. В данном случае свадьба справлялась без излишних торжеств с проведением самых необходимых обрядов.
Девушкам при вступлении в брак родители выдавали приданое. Как отмечает Магницкий В.К., в его состав входили лошадь или жеребенок, корова, несколько овец, шуба или полушубок, шапка, рукавицы, несколько пар женских и мужских рубах, украшения [2].
Нормы обычного права запрещали чувашам заключать эндогамные браки. У чувашей строго следили за тем, чтобы невеста была через семь колен. Запрещалось брать жену не только из своего рода, но и из своей деревни, поскольку считалось, что каждая деревня имеет своего родоначальника. Как отмечает Никольский Н.В., чувашам нельзя было жениться на родной сестре, на двоюродной или троюродной сестре по отцу (по матери разрешалось), на племяннице до троюродной включительно [3]. В татищевской анкете по Симбирскому уезду об этом сказано: «В родстве и свойстве ни блиско, ни далеко не берут, и не токмо чтоб в свойстве, но и без свойства в своих деревнях не берут, вменяя в грех и стыд» [4]. Таким образом, запрещались также браки между родственниками по кумовству, с мачехами и отчимами.
Нормы обычного права чувашей не предусматривали такого условия для заключения брака, как достижение брачного возраста. Сбоев В.К. писал о женитьбе пятнадцатилетних юношей на тридцатилетних девушках [5]. Невеста прежде всего ценилась за умение работать, поэтому введение в дом к молодому парню взрослой опытной работницы считалось обычным делом. При этом родители невесты хотели удержать свою дочь дома как бесплатную рабочую силу, а родители жениха стремились заполучить как можно более опытную работницу в свое хозяйство.
Нормы обычного права чувашей не устанавливали максимальный возраст для вступления в брак. У чувашей не существовало также ограничений по числу повторных браков и запретов на вступление в брак по национальному признаку. И мужчины, и женщины имели право вступать в повторные браки.
Обычаями чувашей разрешалась полигамия. Но если полигамные семьи и создавались, то мужчины имели обычно не более двух жен. При наличии одной жены брал другую только тот, кто мог прокормить обеих. В семейном быту чувашей допускался левират. В татищевской анкете по Симбирскому уезду говорилось, что «после умерших большаго брата жену повинен взять меньший; то в грех и стыд не постановляют».
Обычаи устанавливали раздельный режим имущества супругов. Собственностью жены являлось только полученное приданое, заработанные ею средства, часть общих доходов от продажи произведенной сельскохозяйственной продукции. Муж мог распоряжаться имуществом жены только с ее согласия
Согласно правилам обычного семейного права чувашей основаниями для прекращения брака являлись смерть одного из супругов и развод. Но разводы среди чувашей были очень редки, поскольку не одобрялись и считались безнравственными. Правом требовать расторжения брака обладали и муж, и жена. Традиционная форма развода состояла в разрезании женской головной повязки замужней женщины сурпан. Одну часть сурпана брал себе муж, другую – жена, после чего брак между ними считался расторгнутым.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что брачно–семейные отношения чувашских крестьян в XIX в. регулировались нормами обычного права, и внутрисемейные отношения носили патриархальный характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цит. по: Салмин А. К. Народная обрядность чувашей. – Чебоксары, 1994. – С. 314
2. Магницкий В.К. Очерк юридического быта чуваш Ядринского, Козьмодемьянского и Чебоксарского уездов // Казанские губернские ведомости. – Казань, 1868. – № 86.
3. Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том I. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. – С.89.
4. Цит. по: Димитриев В.Д. История Чувашии XVIII века. – Чебоксары, 1959.
5. Сбоев В.К. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. – М., 1865.