ГОРЕЛОВ И.И.
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ
Место учебы:
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П.
Огарёва»
Аннотация.
Статья посвящена правовой политике Российской Федерации в сфере обороны и
безопасности, а также анализу нормативно правовых актов, регулирующих данный вид
государственной деятельности.
Ключевые слова:
правовая политика, безопасность, военная доктрина, перевооружение, Вооруженные
силы Российской Федерации, борьба с терроризмом.
GORELOV I.I.
LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF DEFENSE AND SECURITY
Abstract.
The article is devoted to the legal policy of the Russian Federation in the
sphere of defense and security as well as the analysis of normative legal acts
regulating this kind of state activity.
Keywords:
policy of law, security, military doctrine, rearmament, Armed Forces of the
Russian Federation, war on terrorism.
Современная ситуация в мире такова, что перед Российской Федерацией стоит
множество угроз, с которыми Россия должна бороться и которым наша страна должна
противостоять.
Не секрет, что область обороны как объект государственного руководства и
управления представляет из себя комплекс многообразных общественных отношений,
возникающих в процессе деятельности государства по обеспечению национальной
безопасности и практического осуществления военной защиты страны, включая
использование Вооруженных сил Российской Федерации в случаях совершения агрессии
против нее, а также при выполнении задач, вытекающих из международных договорных
обязательств России [1].
В российском законодательстве стоит выделить ряд основополагающих
нормативно-правовых актов, которыми регулируются отношения в сфере обороны и
национальной безопасности.
Это, прежде всего, Конституция РФ, законы «Об Обороне», «О Безопасности»,
Военная доктрина РФ, а также некоторые иные нормативно-правовые акты, о которых
будет упомянуто позднее.
Для укрепления обороноспособности государства создана «Российская
государственная программа развития вооружений на 2011-2020 годы», целью которой
является обеспечение систематичности поступления новой техники и вооружений в
Вооруженные Силы Российской Федерации.
«Разработка ГПВ-2020 началась в 2009 г, а утверждена она была 31 декабря 2010 г.
По оценкам Министерства Обороны России, отмечала в редакционной статье Красная
звезда, выполнение ГПВ-2020 «позволит Вооруженным силам нейтрализовать любые
военные угрозы Российской Федерации и стать реальным государственным
инструментом активной политики в зонах ее приоритетных интересов» [2].
В самом общем виде ключевые установки ГПВ-2020 определены в указе Президента
России № 603 от 07.05.2012 8. К ним относится доведение доли современных
вооружений к 2015 г. до 30%, а к 2020 г. - до 70% [3].
Однако, стоит отметить, что сумма 20,6 трлн.долларов, намеченная на ГПВ-2020,
заведомо нереальна, так как расчёт расходов на выполнение данной программы
практически не взаимосвязан с реальным
ценообразованием и уровнем инфляции. «Заложенные в бюджет дефляторы
оказываются меньше реального роста инфляции и роста стоимости материалов и
комплектующих, - отмечается, например, в докладе Совета Федерации РФ. - В итоге
все программы вооружений через 3-5 лет оказываются разбалансированными, объем
недополученных денег и, следовательно, не поступившей в войска техники достигает
30-50%» [4].
В результате только 36% стратегических предприятий финансово здоровы, а 25%
находятся на грани банкротства [5].
Наконец, согласно ГПВ-2020, как и предыдущей программы вооружений,
запланированные объемы ассигнований распределены крайне неравномерно: 31%
средств - предусмотрены на 2011-2015 гг., а 69% - на 2016-2020 гг.
[6]
Таким образом, можно сделать вывод, что ГПВ-2020 будет выполнена на половину,
однако же, оставшаяся часть госпрограммы перейдет на следующую госпрограмму
вооружений 2015-2025г.
Следующим немаловажным инструментом правовой политики Российской Федерации
является обновленная Военная доктрина Российской Федерации [7].
В переработанной Военной доктрине введены два новых термина: мобилизационная
готовность Российской Федерации и система неядерного сдерживания. Первое понятие
означает способность вооруженных сил, экономики государства и органов власти
организовывать и выполнять мобилизационные планы. Система неядерного
сдерживания, в свою очередь, является комплексом военных, военно-технических и
внешнеполитических мер, которые направлены на предотвращение агрессии с помощью
неядерных средств.
Заметные изменения есть и во втором разделе Военной доктрины, «Военные опасности
и военные угрозы Российской Федерации». Первый же пункт данного раздела
показывает на изменения геополитической ситуации в мире.
В новой Военной доктрине введены три новые внешние военные опасности, которых не
было в предыдущей версии Военной доктрины:
- использование информационных и коммуникационных технологий в
военно-политических целях для осуществления действий, направленных против
политической независимости, территориальной целостности и суверенитета, а также
представляющих угрозу региональной и глобальной стабильности;
- смены правящего режима в сопредельных странах (в том числе путем
государственного переворота), в результате которых новые власти начинают
проводить политику, угрожающую интересам России;
- подрывная деятельность зарубежных спецслужб и различных организаций. События
последнего времени привели к появлению пункта 11, согласно которому наметилась
тенденция смещения военных опасностей и угроз в информационное пространство и
внутреннюю сферу России.
Отмечается, что при снижении вероятности начала крупномасштабной войны против
Российской Федерации на некоторых направлениях риски увеличиваются.
Авторы Доктрины считают, что угроза мирового терроризма растет, а борьба с ней
имеет недостаточную эффективность. В результате появляется реальная угроза
проведения терактов с использованием токсичных и радиоактивных материалов. Кроме
того, увеличиваются масштабы международной организованной преступности, прежде
всего торговли оружием и наркотиками.
Также Военная доктрина была дополнена пунктом «Основные внутренние военные
опасности». Он раскрывает потенциальные угрозы, которые не связаны с внешними. К
внутренним военным опасностям относятся:
- деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя
России, а также на дестабилизацию социальной и внутриполитической ситуации,
нарушение работы органов государственной власти, военных объектов или
информационной инфраструктуры;
- деятельность террористических организаций или отдельных лиц, намеревающихся
подорвать суверенитет государства или нарушить его территориальную целостность;
- информационное воздействие на население (в первую очередь, на молодежь),
направленное на подрыв исторических, духовных и патриотических традиций,
связанных с защитой своей страны;
- попытки провоцирования социальной и межнациональной напряженности, а также
разжигание ненависти по этническим или религиозным мотивам.
Также преобразился список черт современных военных конфликтов. Окончательно в
Военной доктрине теперь он выглядит следующим образом:
- воздействие на противника на всей глубине его территории, на море и в
воздушно-космическом пространстве. Кроме того, используется воздействие в
информационном пространстве;
- высокая степень поражения целей и избирательность, а также быстрота маневра
как войсками, так и огнем. Большое значение приобретают мобильные группировки
войск;
- сокращение времени подготовки к ведению боевых действий;
- переход от строго вертикальной системы управления войсками к глобальным
сетевым автоматическим системам, что приводит к усилению централизации и
автоматизации управления силами;
- создание постоянно действующей зоны вооруженного конфликта на территориях
противоборствующих сторон;
- активное участие в конфликтах частных военных компаний и различных
иррегулярных формирований;
- использование непрямых и ассиметричных действий;
- финансирование политических и общественных движений, используемых для
достижения определенных целей.
Пункт 56 Военной доктрины РФ раскрывает список основных партнеров Российской
Федерации, а также указывает на приоритеты сотрудничества с ними. В Военной
доктрине указаны приоритеты сотрудничества с Республикой Беларусь, странами
организаций ОДКБ, СНГ и ШОС, а также с ООН и другими международными
организациями. В силу определенных причин эти подпункты п. 56 не изменились в
сравнении с предыдущей редакцией Доктрины. Одновременно с этим в п. 56 появился
новый подпункт, посвященный сотрудничеству России с Абхазией и Южной Осетией.
Приоритетным направлением военно-политического сотрудничества с этими
государствами является взаимовыгодная работа с целью обеспечения совместной
обороны и безопасности.
В целом, авторы Военной доктрины считают основными тенденциями усиление
глобальной конкуренции и напряженности в различных областях межрегионального и
межгосударственного сотрудничества, соперничество ценностных ориентиров и
моделей развития, а также неустойчивость экономического и политического развития
на различных уровнях, наблюдаемые на фоне общего ухудшения отношений на
международной арене. Влияние постепенно перераспределяется в пользу новых
центров политического притяжения и экономического роста.
Международный терроризм в последнее время выдвинулся на одну из лидирующих
позиций среди угроз в сфере обороны и безопасности. Основное ядро
террористических организаций находится в странах Ближнего Востока, однако их
деятельность возможна как на территории РФ, так и по всему миру. Чтобы
противостоять этой угрозе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации 30 сентября 2015 года издал Постановление N 355-СФ "Об использовании
Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской
Федерации". Данное Постановление дало
«зеленый свет» на начало активной фазы боевых действий России в борьбе с
международным терроризмом, в частности против крупнейших террористических
группировок, таких как «Исламское Государство» (запрещено в Российской
Федерации), «Джейш-Аш Шам», «Джабхат Ан-Нусра»
и «Ахрар Аш-Шам» на территории
Сирии.
Самолеты ВКС России наносят массированные ракетно-бомбовые удары по командным
центрам, коммуникациям и командным пунктам террористов. Таким образом,
Российская Федерация непосредственно принимает участие в борьбе с сильнейшими
террористическими группировками современности, которые являются непосредственной
угрозой безопасности Российской Федерации.
Совсем недавно Президентом РФ В. В. Путиным было поручено рассмотреть вопрос о
придании статуса ветеранов боевых действий россиянам, воюющим в Сирии.
Таким образом, правовая политика Российской Федерации в сфере обороны и
безопасности претерпела значительные изменения за последнее время. Положения,
декларируемые в Военной доктрине, претворяются в жизнь и действуют
непосредственно на практике. Однако, не обходится и без трудностей, в частности
это касается госпрограммы вооружений-2020. Но даже несмотря на неполное
выполнение данной Программы, достигнут сугубо положительный результат. Как мы
можем наблюдать, благодаря комплексу мер Россия способна защищать свои интересы
и интересы партнеров, а так же отвечать на угрозы безопасности не только на
своей территории, но и за ее пределами.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Колибаба Г.Н. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л.
Попова. – М.: Юристъ, 1999. – С. 650.
2.
Государственная программа вооружения // Красная Звезда. – 2010.
– 29 декабря.
URL:
http://old.
redstar.ru/2010/12/29_12/2_01.html.
3.
О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и
модернизации оборонно- промышленного комплекса: Указ Президента РФ № 603 от
07.05.2012. –URL:
http://президент. рф/acts/15242.
4.
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-
промышленного комплекса Российской Федерации… С. 11.
5.
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-
промышленного комплекса Российской Федерации… С. 9.
6.
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-
промышленного комплекса Российской Федерации… С. 18
7.
Военная доктрина РФ // Российская газета – Федеральный выпуск. 2014. – 30
декабря. – №6570.