О журнале | Контакты | |||||
Приветствуем вас на страницах сайта журнала"Этнос и право"! |
||||||
№ 1 2014 год № 2 2014 год № 1 2015 год № 2 2015 год № 3 2015 год № 4 2015 год № 1 2016 год № 2 2016 год № 3 2016 год № 4 2016 год № 1 2017 год № 2 2017 год № 3 2017 год № 4 2017 год № 1 2018 год № 2 2018 год № 3 2018 год № 4 2018 год № 1 2019 год № 2 2019 год № 3 2019 год № 4 2019 год № 1 2020 год № 2 2020 год № 3 2020 год № 4 2020 год № 1 2021 год № 2 2021 год № 1 2022 год № 2 2022 год № 1 2023 год № 1 2024 год |
К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОМ САМОСОЗНАНИИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Гарькина Т.А., преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Средне-Волжского (г. Саранск) филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», tati-scorpion@yandex.ru Аннотация: В статье анализируется понятие этнического самосознания и этнической идентичности. Ключевые слова: этническое самосознание, самосознание народа, этнос, национальность, национальное сознание, идентификация, этническая идентичность.
TO THE QUESTION OF THE ETHNIK SELF-CONSCIOUSNESS AND ETHNIC IDENTITY
Garkina Т.А., teacher of the chair of state and legal disciplines Srednevolzhskiy (Saransk) branch of Federal public budgetary educational institution of higher education "Russian legal academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation", tati-scorpion@yandex.ru Annotation: this article analyzes the concept of ethnic self-consciousness and ethnic identity. Keywords: ethnic self-consciousness, self-consciousness of the people, ethnos, nationality, national consciousness, identity, ethnic identity.
Проблема становления этнического самосознания является сложной и противоречивой, особенно в современных социокультурных условиях, однако для ее решения необходимо четко разобраться в понятиях. Этническая принадлежность выступает как важная связующая сила сообщества. Еще в прошлом веке Г.В.Ф. Гегель сформулировал термин “самосознание народов”, которое “состоит существенно в том, чтобы созерцать себя в других народах” [4, с.342]. По Гегелю самосознание народа - важнейшее качество в характеристике национальной общности. По выражению немецкого философа каждый народ осознает себя таким, каким его видят и воспринимают другие народы. Правда, “для этого они должны доказать, что являют собой самостоятельные народы” [5, с.345]. Таким образом, Гегель обратил внимание на существенный фактор в характеристике национальной общности - этносоциальную направленность самосознания, предполагающую эмоционально-оценочное отношение к представителям своей и другой этнонациональной группы. Философский словарь [9, с.566] определяет самосознание в качестве осознания и оценки человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности. По поводу этнического самосознания существуют различные точки зрения. Толкование его, прежде всего, зависит от понимания категории "этнос". В этнографической науке начиная с 50-х годов ХХ века, прочно утвердилась характеристика содержания понятия "этническое самосознание" как осознание членами этноса своей принадлежности к нему. В начале 70-х годов XX века Ю.В. Бромлей [3, с.97] указывал, что этническое самосознание является важным «компонентом» и «непременным условием функционирования каждого этноса». По его мнению, этническое самосознание включает «суждения членов этноса о характере действий всей общности, ее свойствах и достижениях. Эти суждения неразрывно связаны с представлениями о других этносах...». Таким образом, Ю.В. Бромлей утверждал, что этническое самосознание - это не только идентификация, но и представления о своем народе, его происхождении, историческом прошлом, нормах поведения и обычаях. Бромлей разработал положение о структуре этнического самосознания, о внутреннем механизме его развития, объективных основах его существования. Это положило начало направлению, связанному с выявлением и анализом компонентов этнического самосознания, исследование их генезиса и эволюции. Спектр компонентов он расширил, полагая, что «нет оснований сводить этническое самосознание лишь к осознанию этнической (национальной) принадлежности. Ведь самосознание есть осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Соответственно этническое самосознание включает суждения членов этноса о характере и действиях своей общности, ее свойствах и достижениях, так называемые этнические авто стереотипы». Ю.В. Бромлей определяет этническое самосознание в узком и широком понимании: в узком понимании этническое самосознание интерпретируется как осознание принадлежности к этнической общности, в широком - оно означает еще и представления людей о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, территории проживания. Ю.В. Арутюнян [2, с.42] выделяет четыре "этнических источника", питающих национальное самосознание: "родовой", "психологический", "культурный" и "социальный". "Родовой" источник, питаемый сознанием общности происхождения и исторических судеб народа, есть продукт социально-биологической природы, объединяющий "своих по роду и племени" в своей или иноэтнической среде. К "психологическому" источнику относятся накопленные народом духовные идеалы - от религиозных до социальных. "Этнокультурные" стимуляторы национального самосознания диктуются реальными культурными интересами, приобщенностью людей к национальной культуре - нормам поведения, языку, социально-нравственным представлениям, обычаям, обрядам и другим атрибутам повседневного образа жизни, имеющим национальные оттенки. "Социальный" источник представлен социальной позицией и социальными интересами этноса. В.И. Козлов отмечает, что «этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей под воздействием ряда факторов. Сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении и общих исторических судьбах и т.д.». [6, с.49]. По мнению Файзуллина Ф.С., Зарипова А.Я. этническое самосознание индивида выступает не просто как определитель этничности, но и своего рода ценностно-ориентационным маяком, помогающим адаптироваться в сложном мире общественных отношений. Определение этнической принадлежности человека - не простая вещь, так как "национальность представляет из себя сложное и разнородное социальное тело" [8, с.176]. Анализ трудов Ф.С. Файзулина показывает, что он определяет самосознание этноса как важнейший структурный элемент этнической культуры. Причем в этническом самосознании находит отражение осознание представителями этнической общности себя как субъектов действия, осознание своих интересов, потребностей, своего места в общественном прогрессе, истории и культуре своего народа. А.Б. Багдасарова анализирует понятие этнического самосознания с мировоззренческих позиций: «Национальное сознание представляет собой совокупность социальных, политических, экологических, просветительских, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, отражающих содержание, уровень и особенность духовного развития различных национальных общностей. Следовательно, этническое самосознание отражает социально-экономическую, политическую, духовную стороны жизнедеятельности национального образования» [10, с.33]. Следует согласиться с мнением А.Б. Богдасаровой, в том что этническое самосознание – осознание этносом своего этнического единства, совокупность идей, взглядов и чувств, связанных с самоопределением этнической общности, осознанием своего места среди других общностей подобного типа, это комплекс представлений этнической группы о самой себе, ее этнически осознанных интересов, ценностных ориентаций, этнической идентификации и установок по отношению к представителям других этносов. По нашему мнению, существенной особенностью этнического самосознания является подчёркивание, акцентирование генетического родства представителей определённой этнической группы, а также территориального единства, связанного с обладанием общей территорией. Подобное восприятие лежит в основе этнической самоидентификации. Понятие «идентификация» впервые введено в научный оборот 3. Фрейдом в 1921 г. в эссе «Психология масс и анализ Я». В одной из работ Фрейда идентификация определяется как «... ассимиляция одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» ведет себя в определенном отношении так же, как и второе, имитирует его и в некотором смысле вбирает его в себя» [7, с. 311]. Каждый индивид, по мнению 3. Фрейда, есть частица множества масс, связанных посредством сети идентификаций. И потому человек строит свой идеал «Я», руководствуясь множеством образцов и моделей поведения, которые он выбирает более или менее сознательно. Функция процесса идентификации двойственна. Во-первых, он включен в процесс социализации человека. Во-вторых, выполняет защитную (адаптивную) функцию. Разрыв идентичностей, даже их ослабление преобразует повседневное окружение человека в чужой, непонятный и враждебный мир. Богатый опыт зарубежных исследований этничности, этнического самосознания, и чаще этнической идентичности, привлекает своей широтой взглядов и многообразием теорий. Работы Э. Эриксона явились основой для многолетнего изучения проблемы этнического самосознания, его роли в этнических процессах. Автор, опираясь на психоаналитический подход, рассматривал идентичность как процесс личностных мнений, носящих неизменный и стадиальный характер, которые претерпевают члены той или иной этнической или культурной общности. В рамках психоаналитических исследований основной акцент делался на наличие раннего бессознательного опыта детства в формировании идентичности. Идентичность рассматривается Э. Эриксоном в двух аспектах. Во-первых, это «Я-идентичность», которая, в свою очередь, состоит из двух компонентов: органического, т.е. данности физического внешнего облика и природных задатков человека, и индивидуального, т.е. осознания им собственной неповторимости, стремления к развитию и реализации собственных способностей и интересов. Во-вторых, социальная идентичность, которая также подразделяется на групповую и психосоциальную. Групповая идентичность рассматривалась Э. Эриксоном как включенность личности в различные общности, подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства со своим социальным окружением. Наконец, психосоциальная идентичность это то, что дает человеку ощущение значимости своего бытия в рамках данного социума (и с точки зрения социума) [11, с.675-679]. Этническая самоидентификация зависит от сложного, взаимозависимого комплекса внешних и внутренних факторов. Не только внешние ориентационные индикаторы (этноним, язык, культура, семья, родственники и т.д.), но и самоощущение, самочувствие индивида предопределяет этот процесс. А ощущение близости - есть результат не столько совместной деятельности, сколько отражение эмоциональных связей с данной общностью. Этническая идентичность выступает мощным фактором формирования этнических групп и их социальных связей. Следовательно, идентификация с большой социальной (этнической) общностью может служить достаточно сильным катализатором массового поведения и политического действия (особенно в кризисном обществе) [1, с.45-56]). Отождествляя себя с определенным этносом, индивид воспринимает и включает в свой внутренний мир те ценности, идеи, убеждения, образцы, которые выработаны и характерны по преимуществу для этой общности, являются во многом уникальными и специфическими. Этническая идентичность - это особый социокультурный и социально-психологический феномен, результат сложного процесса самоопределения человека в социальном пространстве относительно многих других этносов. Этническая идентичность - это не только осознание и понимание, но и восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. Как показывает анализ литературы в рамках психологии развития, исследователи отмечают, что этническое самосознание - это сложный комплекс, включающий в себя различные когнитивные и аффективные, а также поведенческие компоненты. Когнитивные компоненты включают в себя такие элементы, как исторические знания (знание исторических событий, исторических персонажей, исторической символики и т.п.), географические знания (география страны), социальные и социально-психологические знания (знание традиций и обычаев, знание о национальной группе и т.п.). Следует отметить, что особенности развития и проявления этнического самосознания детерминированы не только этапами развития человека и стадиями развития этнической идентичности, но также зависят от региональной специфики, обусловленной своеобразием этногенеза общности, социально-экономическими, миграционными, политическими процессами, историко-культурными особенностями региона, этнической ситуацией и др. На сегодняшний момент нет единства во взглядах на проблему этнического самосознания. До сих пор в научных кругах идет спор о сущности этнической идентификации и ее связи с этническим самосознанием. Но во всех концепциях отмечается, что чувство этнической принадлежности является важным и необходимым условием существования и развития этноса. Таким образом, проблема понимания, функционирования, развития этнического становится одной из актуальных на сегодняшний день, не только в России, но и во всем мире.
Примечания:
1. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. № 1. С. 45-56. 2. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 42-49. 3.Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. 476 с. 4.Гегель Г.В.ф. Философия права. Полн. собр. соч. Т. 3 . М.: Мысль, 1990. 526 с. 5. Там же. 6. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации // Вопросы истории. - 1967. № I. С. 91. 7. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Мысль, 1996. 142 с. 8. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 1997. № 8. С. 40-47. 9.Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 836 с. 10. Этнические проблемы современности. Выпуск 6: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. Материалы научной конференции 20-21 апреля 2000 г. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. 256 с. 11. Erikson E. Psychosocial Identity // A Way of Lookingat Things Selected Papers/ Edited by S. Schlein. N.Y., 1995.
|
|||||