О журнале | Контакты | |||||
Приветствуем вас на страницах сайта журнала"Этнос и право"! |
||||||
№ 1 2014 год № 2 2014 год № 1 2015 год № 2 2015 год № 3 2015 год № 4 2015 год № 1 2016 год № 2 2016 год № 3 2016 год № 4 2016 год № 1 2017 год № 2 2017 год № 3 2017 год № 4 2017 год № 1 2018 год № 2 2018 год № 3 2018 год № 4 2018 год № 1 2019 год № 2 2019 год № 3 2019 год № 4 2019 год № 1 2020 год № 2 2020 год № 3 2020 год № 4 2020 год № 1 2021 год № 2 2021 год № 1 2022 год № 2 2022 год № 1 2023 год № 1 2024 год № 2 2024 год |
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Рыжова Ж.Б., соискатель кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства МГУ им. Н.П. Огарева. E-mail: zhannkina2006@yandex.ru Аннотация: Статья посвящена исследованию толерантности в системе обеспечения прав человека Ключевые слова: толерантность, норма, конфликт, права человека и гражданина, культура.
TOLERANCE IN THE PROVISION OF HUMAN RIGHTS
Ryzhova Jeanne B., competitor Department of Cultural, ethnic culture and performing arts, Mordovian State University. NP Ogarev. E-mail: zhannkina2006@yandex.ru Annotation: This paper is devoted to investigation of tolerance in the system of human rights. Key words: tolerance, the rule, conflict, human and civil rights, culture.
Проблематика толерантности в последнее время все чаще попадает в поле зрения представителей почти всех отраслей гуманитарного знания в связи, с чем существует различное понимание понятия «толерантность». Философы, социологи, политологи, конфликтологи признают то, что толерантность – сложная и противоречивая категория, по – разному осознаваемая и толкуемая в разных культурах, в разные исторические периоды, разными слоями общества. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Под добродетелью в общем плане понимается готовность и способность личности следовать добру. В данном случае добродетель – это сознательное и добровольное следование толерантности как благу, а также гражданскому долгу[1]. Толерантность – одно из ключевых понятий, на которое стремиться опереться общество, осваивающее демократические принципы во взаимодействии с властью, с носителями иных взглядов, традиций и культурных ценностей. Так, толерантность рассматривается как: - признак, присущий гражданскому обществу; - морально-этическая норма; - психологическая установка на положительное или, во всяком случае, терпимое отношение к «чужести»; - отражение баланса сил между группами интересов, конкурирующими между собой; - самостоятельная разновидность прав человека и / или гарантия их соблюдения[2]. В общем виде, толерантность подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других[3]. Толерантность также является основой демократии прав человека. Соответственно, нетерпимость в полиэтническом, либо в поликонфессиональном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Важно отметить, что основы толерантности провозглашаются конституцией. Это и равный независимо от пола, расы, национальности, принадлежности к религии доступ к социальным благам, и сохранение и развитие культурной самобытности языков национальных меньшинств, свобода в вопросах вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и законные интересы неограниченного круга лиц. При государственном (обеспеченном силой властного принуждения) установлении таких общественных норм люди разных социальных групп получают прибежище для своих убеждений[4]. Статьей 2 Конституции РФ декларируется, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Указанная норма является правовой основой создания общества, ориентированного на защиту каждого человека, личности, от попыток ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей. Организация объединенных наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год, Международным годом Толерантности. Непосредственной целью этого явилось порождение осознания политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире. С момента окончания холодной войны непрестанно росло количество социальных, религиозных и культурных конфликтов. Слишком много конфликтов быстро переросло в полномасштабные вооруженные столкновения, слишком большое число основных прав человека подверглись прямой угрозе[5]. В Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности, в которой утверждается, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности... это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...»[6]. Кроме того, декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и в возможностях для всех групп людей в целом, так и отдельных членов общества. В современном обществе правовые нормы – самый эффективный инструмент регулирования отношений между людьми. Вероятно, это связано со спецификой права, его верностью своей природе, его несмешиваемостью с другими социальными нормами. Для толерантности, имеющей дело с диалогом существенных различий, также важно быть отличной, оставаться самостоятельной и неповторимой – на предметно своей территории. Аналогичный подход содержится и в преамбуле ко Всеобщей декларации прав человека, где говорится, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира», что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человека»[7]. Таким образом, толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии (т.е. страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому), религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства[8]. Важно отметить, что многие ученые, занимающиеся исследованиями толерантности в сфере обеспечения прав человека, такие как А. С. Карцов, Л. Н. Синельникова, М. Мчедлов, М. Б. Хомяков и др., выделяют различные факторы, препятствующих утверждению прав человека и установлению толерантной атмосферы в нашей стране. К таким факторам, в частности, относят: криминализация общества, этнонациональные конфликты, отсутствие целенаправленной политики по формированию толерантных отношений в обществе, наличие в массовом сознании стереотипов неприятия некоторых национальностей (нетерпимость к евреям, цыганам, азербайджанцам, чеченцам, мусульманам и др.), религиозный экстремизм; ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств; нарушения прав человека, инвалидов, заключенных, социально уязвимых слоев общества. Кроме того, отмечается нетерпимость к частной собственности, предпринимательству, личному успеху. В связи с эти, формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют особую актуальность для современной России. Всплески ксенофобии, фашизма, фанатизма и проявляются в терроризме, который усиливает деструктивные процессы в обществе. Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости создания и развития нормативно-правовой базы. Помощь может оказать зарубежный опыт проведенной политики толерантности, включая соответствующие правовые механизмы. Прежде всего, речь идет об использовании положительного опыта крупнейших городов мира в предотвращении наиболее опасных видов ксенофобии[9]. Кроме того, к мерам по развитию прав человека и толерантных отношений можно отнести самые разнообразные формы профилактики: привлечение внимания граждан посредством публикаций СМИ к позитивным аспектам сосуществования множества культур, проведение кампаний социальной рекламы по созданию положительного образа представителей разных конфессий, этносов, рас; формирование правовой и политической культуры, качеств гражданина, утверждении принципа уважения к правам и свободам человека, необходимо разработать федеральную целевую программу просвещения и образования в области прав человека; ввести и пропагандировать нормативные и законодательные акты, ограничивающие и запрещающие проявления интолерантности (экстремизма, шовинизма, национализма, ксенофобии и т.д.); осуществления инициирования расследования случаев дискриминации. В заключение хотелось бы отметить, что толерантность становится неизбежным ответом на совместное существование различных культур, этносов и конфессий, позволяющих снизить риски конфликтов между ними и предотвратить непредсказуемые по своей разрушительности последствия такого рода столкновений как для отдельных социально-экономических и политических институтов, так и для государственности в целом. Таким образом, построение толерантного общества в России возможно при наличии в государстве определенных предпосылок: совершенного, исполняемого законодательства, некризисной конкурентоспособной рыночной социально - ориентированной экономики, а главным образом, все должно быть направлено на обеспечение прав и свобод человека, то есть на создание эффективно действующих механизмов их защиты. Но достижение этого невозможно без осознания каждым из нас своей социальной ответственности, проявляющейся в признании и уважении прав других людей и культур.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. – 2001. – №24. – С. 62. 2. Всеобщая декларация прав человека / Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67. 3. Гречко П. О границах толерантности // Свободная мысль – XXI. – 2005. –№10. – С.56. 4. Декларация принципов толерантности // Национальный психологический журнал. – 2011. – №2. – С. 132-134. 5. Екимова Н. Толерантность в современном обществе // Эж-Юрист. – 2012. 6. Карцов А. С. Права человека и толерантность // Субдисциплина: политология прав человека. – 2010. – №6. – С. 116-129. 7. Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. – М.: Республика, 2004. 8. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97. – 1997. – С.151.
[1] Гречко П. О границах толерантности // Свободная мысль – XXI. – 2005. – №10. – С.56. [2] Карцов А. С. Права человека и толерантность // Субдисциплина: политология прав человека. – 2010. – №6. – С. 116-129. [3] Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. – 2001. – №24. – С. 62. [4] Екимова Н. Толерантность в современном обществе // Эж-Юрист. – 2012. [5] Цветкова И.В Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97. – 1997. – С.151. [6] Декларация принципов толерантности // Национальный психологический журнал. – 2011. – №2. – С. 132-134. [7] Всеобщая декларация прав человека / Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67. [8] Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. – 416 с. [9] Карцов А. С. Права человека и толерантность // Субдисциплина: политология прав человека. – 2010. – №6. – С. 116-129.
|
|||||